10.5 Валютный контроль над экономической преступностью в России :: vuzlib.su

10.5 Валютный контроль над экономической преступностью в России :: vuzlib.su

59
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


10.5 Валютный контроль над экономической преступностью в России

.

10.5 Валютный контроль над экономической преступностью в
России

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения
валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными
направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций
действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и
разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в
иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже
иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по
валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской
Федерации.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется
органами валютного контроля и их агентами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются
Центральный банк РФ, а также правительство РФ в лице таких органов, как
Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ,
правоохранительные органы. Агентами валютного контроля являются организации,
которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут
осуществлять функции валютного контроля. К агентам валютного контроля в
настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные
организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.
Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными
Центральному банку Российской Федерации.

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции
издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и
нерезидентами в Российской Федерации. Органы и агенты валютного контроля в
пределах своей компетенции:

осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации
резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих
операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за
соблюдением ими актов органов валютного контроля;

проводят проверки валютных операций резидентов и
нерезидентов в Российской Федерации;

определяют порядок и формы учета, отчетности и документации
по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Министерство финансов РФ контролирует, в частности,
соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных
нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение
резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте; осуществляет
контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной
валюте по внешнеэкономическим операциям; участвует в ведении контроля за
соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг;
контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте,
предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и
соглашений, осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным
контролем.

Государственный таможенный комитет как орган валютного
контроля в соответствии со ст. 199 Таможенного кодекса Российской Федерации, а
иные таможенные органы как агенты валютного контроля, осуществляют валютный
контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской
Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а
также за валютными операциями, связанными с перемещением через границу товаров
и транспортных средств. Должностные лица органов и агентов валютного контроля в
пределах компетенции этих органов имеют право:

а) проверять все документы, связанные с осуществлением ими
функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения
по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы,
свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства;

б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках
в случае непредставления упомянутых в настоящей статье документов и информации;

в) приостанавливать действие или лишать резидентов, включая
уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право
осуществления валютных операций;

г) другие права, предусмотренные законодательством
Российской Федерации.

В случае нарушения предприятиями, банковскими и иными
финансовыми учреждениями валютного законодательства и нормативных актов
Центрального банка РФ резиденты, включая уполномоченные банки, а также
нерезиденты несут ответственность в виде взыскания в доход государства всего
полученного по недействительным сделкам или взыскания в доход государства
необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

За нарушение правил учета и отчетности по валютным сделкам,
непредставление органам валютного контроля документов и информации резиденты и
нерезиденты могут быть оштрафованы в пределах суммы, которая не была учтена,
была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не
были представлены в установленном, порядке.

При повторном нарушении названных ранее правил, а также за
невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля
у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов Центральным банком
РФ взыскиваются в доход государства суммы, полученные по недействительным
сделкам, а также штрафы в пределах пятикратного размера этих сумм;
приостанавливается действие или лишаются лицензий резиденты и нерезиденты.

Должностные лица юридических лиц-резидентов, и юридических
лиц-нерезидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут
уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Для предотвращения сокрытия средств в иностранной валюте и ее
невозвращения в Россию под прикрытием фиктивных импортных контрактов
предусмотрена следующая процедура контроля.

В соответствии с установленным порядком, уполномоченные
банки обязаны перечислять средства нерезидентам по контрактам только при
предоставлении резидентами копий этих контрактов и наличия обязательства
нерезидента поставить товары, оказать услуги, выполнить работы в срок, не
превышающий 180 дней от даты перевода денежных средств.

В течение 180 дней от этой даты резиденты должны
предоставить в уполномоченный банк копии грузовых таможенных деклараций со
штампом таможни, накладных и других документов, подтверждающих выполнение
нерезидентом своих обязательств, либо сообщить о факте и причине задержки их
исполнения.

В случае непредставления документов в указанный срок
уполномоченные банки сообщают о нарушении Главному территориальному управлению
Банка России по месту регистрации предприятия. В дальнейшем эти сведения
поступают в Банк России и Федеральную службу России по валютному и экспортному
контролю (1), которая выясняет причины непоступления товаров. При обнаружении
признаков преступления, к проверке подключаются таможенные органы,
осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, либо органы внутренних дел.

Порядок контроля за поступлением валютных средств на счета
предприятий-резидентов, осуществляющих экспорт товаров. По каждому заключенному
контракту экспортер оформляет паспорт сделки. Он содержит сведения о
внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля. Паспорт
сделки вместе с оригиналом или копией контракта представляется экспортером в
уполномоченный банк. Банк рассматривает представленные документы и при
выполнении необходимых условий контракт принимается на расчетное обслуживание.
Для этого второй экземпляр паспорта сделки помещается в досье, которое
представляет собой специальную подборку документов по контролю за поступлением
выручки от экспорта товаров. Досье формируется уполномоченными банками по
каждому паспорту сделки.

Перед таможенным оформлением экспортных товаров, экспортер
получает в банке ксерокопию паспорта сделки, снимает копию с подготовленной
грузовой таможенной декларации, которые затем предъявляет таможенным органам в
дополнение к документам, предусмотренным таможенным законодательством России. В
10-дневный срок, начиная со дня отпуска товаров таможенными органами, экспортер
представляет в банк копию грузовой таможенной декларации. На основании данных
грузовой таможенной декларации ГГК РФ составляет учетные карточки
таможенно-банковского контроля (так именуется возвратный документ, который
формируется таможенными органами для направления в банки; он содержит часть
сведений из грузовой таможенной декларации). Затем они объединяются в реестры и
направляются в банки.

В банке с полученных документов снимаются ксерокопии,
которые распределяются по досье для контроля за поступлением валютной выручки.
Второй экземпляр реестра пересылается в таможенные органы. Полученные от банков
реестры обрабатываются в вычислительном центре ГТК с целью подготовки оперативных
и статистических сведений, необходимых для осуществления валютного контроля.

В дальнейшем ГТК России направляет собранную информацию в
подотчетные ему таможенные органы, а также в адрес Федеральной службы валютного
и экспортного контроля, Государственной налоговой службы Российской Федерации,
Банка России, Прокуратуры Российской Федерации. Эти организации могут
использовать полученную информацию в пределах своей компетенции для проведения
расследования случаев нарушения норм валютного регулирования и применения в
необходимых случаях установленных законодательством Российской Федерации
санкций к банкам и экспортерам.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ