2.3.1. Концепция ответственного маркетинга :: vuzlib.su

2.3.1. Концепция ответственного маркетинга :: vuzlib.su

302
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
2.3.1. Концепция ответственного маркетинга

.

2.3.1. Концепция
ответственного маркетинга

Движения
консьюмеристов и энвиронменталистов побудили некоторых теоретиков маркетинга
расширить концепцию классического маркетинга с целью акцентирования
необходимости обеспечения внутри фирмы высокого уровня осознания побочных
социально-культурных последствий экономической и в особенности маркетинговой
деятельности. Так, Котлер (Kotler, 1979, р.7б-Зб) предложил концепцию общественного
маркетинга.

2.3.1. Концепция ответственного маркетинга :: vuzlib.su

«Концепция
общественного маркетинга предполагает, что задачей организации является
определение потребностей, желаний и интересов целевых рынков и обеспечение их
удовлетворения путем, более эффективным и экономичным по отношению к конкурентам,
но в то же время сохраняющим и повышающим благосостояние общества и отдельных
потребителей» (Kotler, 1991, р23).

Указанная
концепция базируется на трех исходных гипотезах:

желания
потребителей не всегда совпадают с их долгосрочными интересами, а также с
интересами общества в целом;

потребители
предпочитают организации, демонстрирующие истинную заботу об их
удовлетворенности и благополучии и благополучии общества в целом;

наиболее важная
задача организации состоит в адаптации к целевым рынкам таким образом, чтобы
обеспечивать не только удовлетворенность, но также индивидуальное и
коллективное благополучие с тем, чтобы привлечь и сохранить покупателей.

Две ключевые идеи
отличают концепцию ответственного маркетинга от концепции маркетинга классического:
(а) маркетинг заботится о благополучии покупателей, а не просто об
удовлетворении их краткосрочных потребностей; (б) фирма должна обращать
внимание на долгосрочное благополучие общества в целом и индивидуальных
потребителей. Восприятие этого широкого мировоззрения способствует достижению
фирмой целей роста и получения прибыли. 0 приверженности концепции
ответственного маркетинга заявляет крупнейший корейский производитель
электроники фирма «Самсунг Электроникс», активно действующая на российском рынке.
Главным требованием, которым она руководствуется при разработке новой
продукции, является, наряду с высоким качеством, надежностью и приемлемой
ценой, абсолютная безопасность для здоровья, особенно если товар предназначен
для детей («Известия», 17 марта 1995 г.).

Этика маркетинга

Фирма, решившая
стать на путь ответственного маркетинга, должна четко сформулировать и гласно
объявить этические правила, которым она будет следовать в своих отношениях с
рынком. Эти нормы особенно актуальны в сфере маркетинга: ведь именно через
маркетинг происходит общение с потребителями и сбытовиками, наблюдение за
конкуренцией, организация продаж и рекламы. Он, таким образом, тесно связан с
общественным мнением и, значит, находится под особенно тщательным наблюдением.
Поэтому менеджеры, ответственные за маркетинг, в большей степени, чем другие
руководители, сталкиваются в своей профессиональной деятельности с этическими
проблемами.

Этическая проблема
возникает каждый раз, когда у руководителя появляется возможность пренебречь моральными
нормами для получения личной выгоды или прибыли для фирмы. Под давлением задач
снижения издержек, роста продаж или повышения краткосрочной рентабельности
руководители порой чувствуют себя вынужденными принимать определенные решения,
которые, по их оценкам, не следовало бы принимать.

В интересах фирмы
сделать выбор в пользу этичного поведения не только из моральных соображений,
но и потому, что отказ от этой позиции может повлечь весьма серьезные потери на
личном, организационном и внешнем уровнях. Фирма, публично обвиненная в
неэтичном поведении, может понести серьезные убытки из-за падения продаж и
утратить доверие и хорошее отношение покупателей. Так случилось с фирмой
«Нестле» (Nestle) в связи с порошковым молоком для младенцев, продаваемым в странах
третьего мира.

В самом общем
случае неэтичное поведение наносит ущерб функционированию всей экономической
системы и снижает доверие граждан к роли маркетинга в рыночной экономике. При
этом возникает опасность авторитарного бюрократического воздействия, плохо
адаптированного к рыночной реальности.

Правила оценки
этичности поведения

Как установить,
соответствует ли планируемое действие этическим нормам? Для этой цели
предложены восемь вопросов-тестов (Laczniak and Murphy, 1993, р.49).

Не вступит ли
планируемое действие в конфликт с существующим законодательством?

Не вступит ли
планируемое действие в конфликт с общепринятыми моральными нормами (верности
обещаниям, благодарности, справедливости, отсутствия злого умысла,
доброжелательности)?

Не нарушит ли планируемое
действие какие-то обязательства?

Не носит ли
планируемое действие разрушительный характер?

Не связано ли
планируемое действие с риском нанесения ущерба лицам или организациям?

Не существует ли
альтернативного действия, которое принесет заинтересованным сторонам равные или
большие преимущества?

Принимает ли
планируемое действие во внимание права собственности, защиту личной жизни, а
также неотъемлемые права потребителей (на информацию, на выслушивание, на выбор
и на компенсацию)?

Не приведет ли планируемое
действие к снижению материального благосостояния другого лица или группы лиц?

В практической
жизни главная трудность часто заключается в том, как разрешить конфликт
интересов участвующих сторон. Рассмотрим, например, решение закрыть некоторое
подразделение фирмы. Ответ на вопрос 5 выявит благоприятные последствия для
группы акционеров и весьма неблагоприятные последствия для группы работающих в
этом подразделении. Как решить, какой из этих групп следует отдать
предпочтение?

Идеи
ответственного маркетинга успешно проникают на фирмы. Одно из свидетельств
этого — принятый французским Союзом рекламодателей кодекс, запрещающий
использовать в рекламе автомобилей любые аргументы и призывы в пользу скорости
«в связи с их желанием согласовать свою коммуникационную политику и рекламную
деятельность с требованиями безопасности дорожного движения» (UDA Informations,
N 341, decembre 1988).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ