ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
10.1. Корпоративная экономика как условие развития муниципальных
образований (городов, районов)
.
10.1. Корпоративная экономика как условие развития
муниципальных образований (городов, районов)
Цель социально-экономического развития муниципального
образования — улучшение качества жизни каждого человека сообщества.
Уровень социально-экономического развития, качество жизни населения в целом и
конкретных граждан в значительной степени определяются уровнем компетентности
команды менеджеров муниципального уровня, их способностью осуществлять
активную, последовательную, ответственную управленческую деятельность.
В Конституции РФ присутствуют термины «муниципальное
образование», «местное самоуправление», «органы местного
самоуправления».
Под муниципальным образованием понимается городское,
сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть
поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется
местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и
выборные органы местного самоуправления.
Местное самоуправление как выражение власти народа —
самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению
непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного
значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных
традиций.
Органы местного самоуправления — выборные и другие органы,
наделённые полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в
систему органов государственной власти.
Представительный орган местного самоуправления — выборный
орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы
населения и принимать от его имени решения, действующие на территории
муниципального образования.
Муниципальное образование — это не просто место
совместного проживания людей. Оно объединяет сообщество в систему, состоящую из
элементов (экономика, культура, право, политика и социальные отношения),
функционирование которых направлено на достижение генеральной цели — рост
качества жизни каждого человека.
В структуре муниципального образования (далее — МО).
(Рис. 10.1) особая роль принадлежит экономической сфере. Она играет ведущую
роль в жизнедеятельности населения и тесно взаимосвязана с остальными
структурными элементами МО.
Одним из перспективных вариантов управления развитием МО
является организационный принцип корпоратизма.
Организация социально-экономического развития сообщества как
корпорации с экономической точки зрения, определяет следующую принципиальную
схему управления: «население — акционеры — совет —
менеджмент», которая является зеркальным отражением системы:
«население — избиратели — представительная власть —
администрация», реализуемой в сфере политического управления.
Главная цель такой системы управления состоит в
необходимости создания ясно очерченной и эффективной системы контроля
(отчетности и подотчетности) за социально-экономическим развитием
муниципального образования.
Рис. 10.1. Структура муниципального образования
Основная обязанность представительной власти и совета
директоров в представленной модели — обеспечить ответственность и
отчетность менеджмента (администрации и менеджеров) за качество и результаты
деятельности.
* Т — товары, П — продукты, Д — деньги
Рис. 10.2. Структура экономической сферы муниципального
образования
Определив, что субъект менеджмента обязан нести
ответственность за результаты социально-экономического развития муниципального
образования и рост уровня качества жизни каждого члена сообщества, подходим к
следующему вопросу: конкретные цели развития могут быть достигнуты МО в
результате своей деятельности?
Решения, касающиеся целей развития МО (качества жизни
человека) принимаются избирателями и акционерами, формы и способы их достижения
определяются представительной властью и советом директоров. Что касается
администрации и менеджеров, то они реализуют эти цели.
Как только население как избиратели и как акционеры
определило цели развития МО, администрация и совет директоров обязаны
организовать работу по их достижению, одновременно обеспечивая подотчетность.
Обеспечение подотчетности менеджеров директорам, а администрации —
представительной структуре власти — одно из условий корпоративного
управления.
Ключевым вопросом эффективного управления МО становится обеспечение
сбалансированности в реализации принципов подотчетности и невмешательства.
Иными словами, чтобы контролировать менеджмент, представительная власть МО и
совет директоров должны быть объектами контроля.
Рис. 10.3. Принципиальная схема корпоративного управления
социально-экономическим развитием муниципального образования
Поиски эффективной структуры корпоративного управления
неизбежно приводят к переосмыслению роли и места регионального управления,
поскольку представительная власть МО и совет директоров являются компонентами
гораздо более общей системы управленческих институтов.
Политическое и корпоративное управление, выступая ведущими
звеньями в едином процесса управления развития МО, могут быть организованы
различными способами в зависимости от специфических для каждого региона
экономических и культурных факторов. С течением времени процесс
институционализации этих факторов приводит к формированию общих правил их
экономического взаимодействия и оформлению стандартов деловой активности.
Система управления МО призвана обеспечить компромисс между
противоположными интересами. Представительная власть и совет директоров
представляют и гарантируют исполнение воли многообразных слоев электората.
Важнейшим условием этого является оптимизация соотношения между тем, что
население МО хочет (цели), и имеющимися в распоряжении МО возможностями,
компетенциями, принятыми ценностями.
Корпоративный метод как один из возможных методов
хозяйствования способен регулировать политические аспекты жизни и содействовать
развитию экономики МО.
.