«Король-покупатель» :: vuzlib.su

«Король-покупатель» :: vuzlib.su

72
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


«Король-покупатель»

Давление понижающихся цен привело к явлению, знако­мому немецким
потребителям лишь из воспоминаний дале­кого прошлого. Покупатель снова стал
«королем», у нас по­явился рынок, лицо которого определял покупатель. Но на­сколько
неумелыми, неловкими, были первые попытки по­купателя в этой новой обстановке,
которую внезапно созда­ла немецкая экономическая политика! Потребитель стал
сдержанным, ибо он, естественно, ожидал, что быть может завтра или послезавтра
он сможет закупить еще дешевле. По­купатель снова научился старательно
взвешивать любую по­купку. Эта новая установка потребителя была совершенно
необходима для нашего дальнейшего хозяйственного разви­тия. Без этой суровой
школы нам было бы трудно изгнать из сознания людей столь крепко укоренившуюся
психологию «рынка продавцов», для которой стали совершенно чуждыми понятия,
характерные для свободного рыночного хозяйства.

Этот заново возникший «рынок покупателей» вызвал естественно определенные
последствия. Заметна была несом­ненная сдержанность в готовности к
капиталовложениям, целью которых было лишь расширение производственной мощности
предприятий. Мышление предпринимателей про­делало эволюцию в том смысле, что
оно определялось уже не только соображениями производственной экономики: на
первое место стали выдвигаться соображения, связанные с требованиями рынка.
Главную роль начали играть капитало­вложения, направленные на рационализацию
производства. Многие представления, которые почитались нерушимыми в эпоху
«рынка продавцов», оказались теперь неверными и необоснованными.

Статистика роста производительности ясно отражает этот период. С декабря 1948 г. по июнь 1950 г. в Западной Германии производительность рабочего часа возросла с 70,3 до 89,0
процентов (по отношению к 1936 году). Особенно ос­новательная рационализация
проводилась, главным образом, в тех отраслях хозяйства, где давление
конкуренции стано­вилось особенно ощутимым. Если сравнить, к примеру,
результаты роста производительности труда в первом и втором полугодии 1949
года, то за этот короткий промежуток вре­мени можно отметить повышение в
текстильной промыш­ленности с 82,2 до 95,7, в обувной промышленности с 69,0 до
75,8 и в строительстве транспортных средств с 49,1 до 65,7 процентов.
Показательно, что угольная промышленность, ко­торая в то время еще целиком
оставалась вне рыночного хо­зяйства, могла показать улучшение
производительности лишь с 61,5 до 62,5%. (100 — показатель производительно­сти
одного рабочего часа в 1936 году. Источник: Федераль­ное статистическое бюро).

Едва ли нужно еще указать на то, что только благодаря этим большим успехам в
деле рационализации оказалось воз­можным провести упомянутое повышение
заработной платы, не подвергая опасности устойчивость цен.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ