21.2. Финансирование жилищного хозяйства :: vuzlib.su

21.2. Финансирование жилищного хозяйства :: vuzlib.su

90
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


21.2. Финансирование жилищного хозяйства

.

21.2. Финансирование жилищного хозяйства

Жилищное хозяйство — одна из важнейших отраслей соци­ально-бытовой
инфраструктуры. Рост народного благосостояния тесно связан с улучшением
жилищных условий.

Принимаемые за последние десятилетия меры по решению
жилищной проблемы привели к значительному возрастанию жилищного фонда городов.
Улучшилось инженерное оборудова­ние домов и оснащение их водопроводом,
канализацией, газом, лифтом, мусоропроводом и т. д. Жилищный фонд стал главным
общественным богатством городов, удельный вес его в общем объеме основных
фондов, подведомственных городским самоуправлениям, составляет 70—80%.

Бюджетные средства в жилищное хозяйство направляются только
из территориальных бюджетов, в том числе около 30% — из региональных бюджетов и
70% — из местных.

В общем объеме территориальных бюджетов расходы на со­держание
жилищного хозяйства составляют 16%, в том числе в региональных бюджетах — 11%,
в местных — 19%. Наблюдается рост этих расходов. Он обусловлен не только
увеличением са­мого жилого фонда, но и повышением качества строений, их
технической оснащенности, заработной платы работников. С ростом этажности,
технической оснащенности домов возрастают расходы. Так, затраты на содержание
девяти- и шестнадцатиэтажных домов выше, чем затраты на пятиэтажные дома, соот­ветственно
на 18 и 23%. С увеличением объема крупнопанель­ного домостроения возрастают
расходы на капитальный и теку­щий ремонт. В таких домах эти расходы превышают
восстанови­тельную стоимость в 2,5 раза, из них 30% приходится на теку­щий
ремонт.

Таким образом, в перспективе с развитием в городах много­этажного
и крупнопанельного строительства расходы на содер­жание жилищного фонда будут
возрастать. Все это свидетельст­вует о необходимости серьезного подхода к
вопросам эффектив­ного использования финансовых ресурсов, направляемых на со­держание
и ремонт жилых домов. Главной задачей при этом должно быть изыскание путей
снижения темпов роста расходов и сокращение их.

В затратах на содержание жилых строений значительную часть
занимают расходы на оплату труда, которые составляют более 30%. Причинами
высокого уровня заработной платы в эксплуатационных расходах в жилищном
хозяйстве являются слабая механизация работ, отсутствие автоматизации инженер­ных
систем в домах, широкое применение ручного труда.

Снижение роста расходов на содержание жилищного фонда в
значительной степени зависит от улучшения организации его эксплуатации.
Расширение объемов жилищного строительства, увеличение технической оснащенности
домов, повышение тре­бовательности к качеству услуг, оказываемых жилищным хозяй­ством,
привели к тому, что существующая система организации эксплуатации жилищного
фонда, при которой все основные ра­боты по его содержанию осуществляются силами
домохозяйств с их низкой материально-технической базой и производительно­стью
труда, тормозит развитие коммерческого расчета в этой отрасли и дает
значительные экономические потери.

Основными путями совершенствования системы эксплуата­ции
жилищного хозяйства, выявления резервов снижения уров­ня эксплуатационных
расходов являются:

• механизация и автоматизация производственных процессов;

• создание специализированных организаций, осуществ­ляющих
на высоком техническом уровне обслуживание внутридомовых инженерных систем и
ремонт зданий;

• концентрация материальных и финансовых ресурсов, вы­деляемых
в эту отрасль;

• совершенствование системы оплаты труда.

Из общего объема средств, выделяемых на содержание жи­лищного
фонда, наибольшая часть направляется на проведение текущего ремонта.
Своевременное и в достаточном объеме вы­деление финансовых и материальных
ресурсов на текущий ре­монт позволяет содержать жилые дома в технически
исправном состоянии. В перспективе, по мере увеличения материальных и
финансовых возможностей общества и в связи с необходимо­стью проведения более эффективных
мер по сохранению жи­лищного фонда размер средств, выделяемых на текущий
ремонт, и их удельный вес в эксплуатационных расходах будут возрас­тать и могут
превысить 50% эксплуатационных расходов.

Большой объем и высокий удельный вес финансовых ресур­сов,
ассигнуемых на текущий ремонт, выдвигают задачу повы­шения эффективности их
использования. Вместе с тем в этой сфере жилищного хозяйства имеются
возможности наибольших резервов экономии.

1. Одним из условий сокращения трудовых затрат, повыше­ния
эффективности средств, выделяемых на текущий ремонт, является концентрация этих
работ в специализированных ремонтно-строительных организациях. Такая
концентрация связана с передачей домохозяйствами штата ремонтных рабочих и мате­риальных
фондов этим организациям. Домохозяйства освобож­даются от ведения этих работ,
становятся заказчиками и контро­лируют объем и качество выполняемых работ.

2. Создание объединенных диспетчерских служб, специализи­рованных
предприятий и передача им на обслуживание техниче­ского оборудования домов,
проведение текущего и капитального ремонтов жилищного фонда обеспечат
эффективное использо­вание средств, а также снижение расходов жилищного хозяйст­ва.
Создание таких служб возможно и целесообразно при нали­чии у местных органов
власти жилой площади 100 тыс. м2 и бо­лее, т. е. крупных домовладений, где, как
правило, уровень экс­плуатации выше, а расходы на 1 м2 жилья ниже. В последнее десятилетие наблюдается интенсивный процесс объединения жилищных
организаций главным образом в муниципальном жи­лищном хозяйстве. Во многих
городах, особенно в средних и малых, применение новых форм эксплуатации
жилищного хо­зяйства невозможно или затруднено в связи с тем, что оно рас­пределено
между местными органами власти и ведомствами.

3. Концентрация всего государственного жилищного фонда в
ведении местных органов власти даст возможность централизованно проводить
научно обоснованную техническую политику в этой отрасли, шире внедрять
автоматизацию и механизацию труда. Это также открывает новые возможности для
улучшения обслужива­ния населения и достижения экономического эффекта.

Мобилизация доходов — один из важнейших резервов улуч­шения
финансового состояния жилищного хозяйства.

Источниками доходов жилищного хозяйства являются:

• квартирная плата;

• арендная плата;

• сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы;

• прочие доходы.

Главные источники доходов — это квартирная и арендная платы.
Удельный вес их в доходах достигает 80%.

В общем объеме доходов, получаемых жилищными органи­зациями,
квартирная плата не превышает 55%. В последние де­сятилетия улучшилось качество
жилищ, их техническая осна­щенность и комфортабельность. В то же время
функционирует еще и значительная часть старого жилого фонда. Удельный вес
домов, построенных более 20—30 лет назад, составляет свыше 30%. Особенно велик
удельный таких зданий в крупных старых городах.

Несмотря на проводимые работы по модернизации старого
жилищного фонда, условия проживания в старых домах при некоторых их
преимуществах ниже, чем в новых. Это отсут­ствие технических средств,
коммунальное заселение и т. д. Квартирная же плата как в старых, так и в новых
домах почти не отличается. Поэтому проблема большей дифференциации размера
оплаты за проживание в старом и новом жилом фонде очень актуальна.

Следующим по значению источником доходов муниципаль­ного
жилищного хозяйства являются арендная плата и сборы с арендаторов на
эксплуатационные расходы домохозяйств. Их доля в доходах составляет около 30%.
Учитывая тенденцию к росту эксплуатационных расходов жилищного хозяйства и исхо­дя
из необходимости укрепления его финансового положения, значение арендной платы
как источника доходов должно повы­шаться. Этому должен способствовать ряд мер
экономического и организационного характера, в том числе расширение фонда
нежилых помещений, увеличение тарифных ставок за пользова­ние ими, укрепление
хозрасчета и повышение уровня экономи­ческой работы в отрасли.

Повышение рентабельности домохозяйств связано с укреп­лением
коммерческого расчета. Для этого требуется создание оп­ределенных условий, в
том числе увеличение источников дохо­дов, позволяющих покрывать все
эксплуатационные расходы. При переходе на коммерческий расчет и ликвидации
дотаций как источника покрытия эксплуатационных расходов улучшится финансовая
деятельность домохозяйств, усилится их стремление к эффективному использованию
средств и к максимальному вы­явлению резервов доходов.

Взаимоотношения жилищного хозяйства с бюджетом будут
строиться на общей для всех отраслей налоговой основе, т. е. жи­лищные
организации будут платить налоги. В то же время сле­дует отметить, что и из
бюджета будут выделяться ассигнования на муниципальное жилищное строительство.
Кроме того, в целях социальной защиты населения малоимущим семьям будут выде­ляться
пособия на оплату ими жилищно-коммунальных услуг.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ