ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Политическая мимикрия
.
Политическая мимикрия
Политическая мимикрия — от англ. mimicry, подражательство. В
наиболее распространенной до недавнего времени отечественной политической
трактовке беспринципное приспособление к окружающей социально-политической
среде, к сложившимся условиям жизни ради достижения каких-либо выгод. В
политической мимикрии и, еще более определенно, в хамелеонстве упрекали тех представителей
господствовавших прежде классов и слоев после свершения революций, которые шли
на сотрудничество с победившими силами, всячески скрывая и маскируя свое
«социальное происхождение». В пропагандистском, политико-идеологическом смысле,
обвинения в политической мимикрии типичны для классово-поляризованного,
внутренне глубоко конфронтационного, вплоть до социального антагонизма
общества, находящегося на этапе ожесточенной политической борьбы.
В более глубоком, аналитическом понимании политическая
мимикрия означает сложный комплект защитных мер и приспособлений
социально-политического характера, позволяющих выжить и сохраниться тем
социальным группам, силам и слоям, для которых в обществе возникли невыносимые
условия жизни и деятельности. Это вынужденное средство самозащиты в кризисных
ситуациях. Подобными средствами, в частности, была вынуждена широко
пользоваться интеллигенция в советском обществе после победы октябрьской
революции 1917 г. Само появление понятий типа «пролетарская
(рабоче-крестьянская, трудовая, революционная и т. п.) интеллигенция»,
«пролетарий умственного труда» и т. д. означало выраженное вынужденное
стремление приспособиться к сложившейся ситуации ради дальнейшего выживания.
Поскольку общество не может существовать без выделения и определенного обособления
той своей части, функцией которой является развитие духовности и умственный
труд, то подобные способы политической мимикрии были, в целом, приняты
победившими силами. Подобное принятие, однако, также было в значительной
степени вынужденным, что нашло свое отражение в известной официальной
марксистской позиции относительно «прослойки» и особого, маргинального статуса
интеллигенции в обществе, делающего политическую мимикрию имманентно присущим
ей отрицательным свойством.
Декларирование подобной позиции принижало роль интеллигенции
и целенаправленно пробуждало «рабоче-крестьянскую бдительность», что до сих пор
сохранилось в массовом обыденном сознании постсоветского общества в виде полупрезрительного,
осуждающего смыслового оттенка в понятии «интеллигент». Тем не менее,
социально-защитная функция политической мимикрии в данном случае была достаточно
успешно реализована. Это убедительно подтвердили первые годы горбачевской
перестройки, демократизации и гласности. Они продемонстрировали стремление
сохранившейся, со своим автономным социальным самосознанием, интеллигенции к
своего рода социально-политическому реваншу за прежнее униженное положение, и
убедительными победами в открытой политической борьбе над представителями
«гегемона» революции и последующего долтосрочного социалистического
строительства, выходцами из среды рабочего класса и колхозного крестьянства.
Помимо обобщенно-политического, существует и
конкретно-психологический ракурс рассмотрения поэтической мимикрии как
тактического свойства тех или иных политических деятелей, сил, партий и движений
менять свою идеологическую окраску, маскируясь под выразителей интересов того
или иного слоя. Классическим примером такой ситуации был бурный успех
национал-социалистов Германии в начале 30-х гг., успешно осуществивших
мимикрию под борцов задело социализма, то есть, за интересы рабочего класса и
всех трудящихся. В качестве неудачного примера мимикрии можно привести
Народно-демократическую партию Афганистана 70-80-х гг. Эта партия городской
интеллигенции и мелкой буржуазии левацкой ориентации пыталась, на фоне трудностей
после захвата власти и наличия поддерживаемой массами оппозиции, расширить
свою социальную базу в крестьянских слоях исламского большинства народа за
счет мимикрии под выразителя чуть ли не религиозных интересов. Неудача
подобной, явно тактической мимикрии принудила партию к вынужденному
реформированию, хотя и новое название ГПартия Отечества) в определенном смысле
стало приемом мимикрии — теперь уже под выразителей общепатриотических
интересов.
Психология мимикрии в практической политике проявляется на
уровнях отдельного индивида, малой группы и социально-политической организации.
В первом случае говорят о мимикрии конкретного политического деятеля. Так,
Наполеон Бонапарт, прежде чем провозгласить себя императором и основателем
новой монархической династии, представлялся в качестве яростного защитника антимонархической
революции. Во втором случае обычно имеется в виду мимикрия небольшой группы
людей, пришедших к власти ради реализации собственных, как правило, корыстных
интересов (например, военная хунта, осуществившая насильственный
антиконституционный переворот), но выдающих себя за поборников интересов всего
народа. В третьем случае речь идет о политической организации, партии или
общественно-политическом движении, использующих приемы политической мимикрии
для завоевании массовой поддержки, «мандата доверия» для осуществления своих
целей.
Наиболее распространенным приемом политической мимикрии в
современной практике является демонстративный популизм — пропагандистская
риторика и политические жесты, направленные на взвинчивание притязаний и
ожиданий электората, на всевозможные, обычно нереальные обещания в ходе
предвыборных кампаний. Многочисленные примеры такого рода дали процессы демократизации
российского общества в последние годы.
Необходимость прибегать к приемам политической мимикрии и их
эффективность связаны с уровнями политической культуры и политического сознания
общества. При их достаточном развитии, в демократическом, хорошо
информированном обществе с массовыми навыками понимания людьми собственных
интересов и терпимостью к интересам других, с устоявшейся многопартийной
плюралистической политической системой в рамках правового государства, необходимость
в мимикрии как средстве выживания и самозащиты резко снижается. Это относится и
к потенциальной эффективности и, соответственно, привлекательности приемов мимикрии
для достижения узкоэгоистических, личных, групповых или корпоративных целей.
.