ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
9.2.4. Риски, связанные с базовыми стратегиями
.
9.2.4. Риски,
связанные с базовыми стратегиями
Как показано во
врезке 9.1, каждой из базовых стратегий присущи специфичные риски.
Риски стратегии,
основанной на лидерстве по издержкам
Технологические
изменения, обесценивающие предшествующий опыт и инвестиции.
Диффузия
технологии при низких издержках к фирмам, вновь пришедшим на рынок, и к
имитаторам.
Неспособность
вовремя выявить необходимость внесения изменений в товар из-за преувеличенного
внимания к издержкам.
Инфляция издержек,
сужающая возможности фирмы по поддержанию разности в ценах, необходимой для
преодоления опасностей со стороны марок конкурентов или других вариантов
дифференциации.
Риски стратегии,
основанной на дифференциации
Разрыв в ценах
относительно конкурентов с низкими издержками становится столь большим, что
сохранить приверженность к дифференцированной марке оказывается невозможным.
Роль фактора
дифференциации падает по мере того, как товар становится все более привычным.
Восприятие
дифференциации снижается под влиянием имитаций.
Риски стратегии
концентрации
Разрыв в ценах по
отношению к неспециализированным товарам конкурентов становится слишком
большим.
Различия в
требованиях к товару в пределах целевого сегмента и рынка в целом сокращаются.
Конкуренты выходят
на еще более узкие подсегменты внутри целевого сегмента.
Врезка 9.1. Риски,
присущие базовым стратегиям.
Источник: Porter
М.Е. (1980), адаптировано.
Рассмотренные
стратегии требуют для своей реализации различных ресурсов и знаний.
Стратегия
лидерства за счет экономии на издержках предполагает стабильные инвестиции,
высокую техническую компетентность, жесткий контроль над производством и сбытом
и простые в изготовлении, стандартизованные товары. Доминирующую роль играет
производство.
Стратегия
дифференциации предполагает прежде всего наличие ноу-хау в области маркетинга.
Главной является способность предвидеть эволюцию рынка. Важна также координация
НИОКР, производства и маркетинга, т.е. должно поддерживаться равновесие между
различными функциями.
Наконец, стратегия
концентрации предполагает те же характеристики, но применительно к целевому
сегменту.
.