ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Современные формы государственного регулирования
.
Современные формы
государственного регулирования
В условиях
переходной экономики государство выступает, во-первых, как властная структура,
устанавливающая «правила игры» на рынке и определяющая условия функционирования
рыночных субъектов; во-вторых, как механизм экономического регулирования, поддержки
и стимулирования и, в-третьих, как собственник государственного имущества,
действующий на рынке наряду с иными субъектами хозяйствования (рис. 23.2).
Крайне важным при этом является баланс всех трех подходов. Преобладание
какого-либо одного подхода ведет к слабости государственной власти, сдерживает
экономическую активность агентов рынка.
В качестве
властной структуры, устанавливающей для субъектов рыночной экономики общие
правила поведения, государство должно как минимум не мешать деловой активности
предпринимателей. Оно обязано создать стабильную правовую базу
предпринимательства и на основе экономических и административных методов
управления проводить активную политику поддержки предприятий (например, ввести
обоснованный механизм налогообложения, создать реальную систему защиты
предпринимательства и т. д.).
Рис. 23.2. Роль
государства в рыночной экономике
Наряду с общим
регулированием экономических отношений одной из важных задач государства
является проведение селективной политики поддержки предприятий. Ее можно
реализовать не только на базе нормативных актов общего действия, но и путем
принятия адресных нормативных и административных актов, а также на основе
конкурсного распределения ресурсов и средств для развития приоритетных
направлений экономики. На рис. 23.3 представлена одна из схем государственной
поддержки предприятий, предусматривающая селективное выделение ресурсов для
осуществления приоритетных проектов в промышленной сфере на конкурентной
основе.
Характер
административных актов, как известно, не одинаков. Одно дело, скажем,
установление квоты на экспорт какого-то вида сырья и проведение конкурсных
торгов для ее получения и совсем другое — повышение тарифов на электроэнергию
для прибыльных предприятий и их уменьшение — для убыточных по усмотрению местного
органа власти. В первом случае речь идет об административном акте, не
затрагивающем основ рыночной экономики, во втором — об административном
произволе, разрушающем основы рынка, о «распределиловке», являвшейся сутью
административно-командной системы.
Разумеется,
названы крайние случаи. Между ними лежат правовые акты, которые при умелом
использовании корректируют рыночные отношения в сторону удовлетворения
общественного интереса. К таким актам относятся, например, льготное
налогообложение, освобождение отдельных видов товаров от таможенных сборов и
др. Без актов подобного рода, в которых проявляется активная политика
государства, не могут обойтись даже наиболее передовые индустриально развитые
страны.
Итак, можно
выделить три формы государственного регулирования экономической жизни: 1)
утверждение единых для всех общих правил поведения субъектов хозяйствования;
2) установление различных правовых режимов для отдельных групп хозяйствующих
субъектов (или отдельных субъектов); 3) использование индивидуальных административных
актов управления. Соотношение и степень внедрения указанных форм определяют
степень вмешательства государства в экономические отношения.
Рис. 23.3.
Конкурсная организация государственной поддержки приоритетных направлений
промышленной сферы
Естественно, что
применение первой из указанных форм, образующей правовой базис рынка, необходимо
и целесообразно, если, конечно, речь не идет о чрезмерном числе запретительных
норм, мешающих свободному обращению товаров на рынке. Иначе обстоит дело с
применением второй и особенно третьей форм. Роль государства должна здесь
ограничиваться лишь выполнением кардинальных задач развития общества и
поощрением частной инициативы.
Действительно,
чрезмерное вмешательство государства в экономическую жизнь подавляет частную
инициативу, снижает эффективность частной собственности, лишает конкуренцию
динамики, сводя к минимуму эффективность рыночной экономики. Однако не существует
раз и навсегда установленных рациональных пределов вмешательства государства в
экономическую жизнь. Любая страна в определенный период должна решать
рассматриваемый вопрос, исходя из конкретных экономических условий. Например,
резкие колебания рыночной конъюнктуры, высокие процентные ставки, резкий рост
инфляции и другие факторы приводят к усилению государственного регулирования.
С развитием противоположных тенденций необходимость государственного
вмешательства в экономику снижается.
В условиях
российской приватизации проблема роли государства в управлении производством в
отношениях «государство—фирма» приобретает особую остроту. Объясняется это
тем, что рыночный механизм в России только зарождается и рыночные рычаги из-за
сохраняющейся высокой монополизации экономики и практически полного отсутствия
конкуренции не могут заменить регулирующую роль государства.
.