Лекция 26. Теоретические представления о достижении благосостояния в России :: vuzlib.su

Лекция 26. Теоретические представления о достижении благосостояния в России :: vuzlib.su

42
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Лекция 26. Теоретические представления о достижении благосостояния в
России

.

Лекция 26. Теоретические представления о достижении
благосостояния в России

Проанализировав эволюцию западных экономических теорий
благосостояния, следует рассмотреть, в какой мере рекомендации западных авторов
могут быть применимы к условиям современной России.

Будущее нашей рыночной экономики, тип социально-экономи­ческого
развития ещё во многом неясны, и поэтому обращение к трудам западных мыслителей
позволяет, возможно, приблизиться к некоторому прогнозированию будущего.

Переход к новому типу экономической системы, основанному на
взаимодействии разных социальных типов хозяйства, связан с су­ществованием
противоречий между максимизацией благосостояния и условиями перехода к
смешанной рыночной экономике. Переход­ный период всегда связан с ухудшением
благосостояния народа, поскольку отсутствует налаженный хозяйственный механизм,
обес­печивающий рациональное использование производственных ресур­сов. Поэтому
рассмотрение проблемы благосостояния в переходный период, по нашему мнению,
должно сводиться к решению вопроса: как из всех возможных состояний перехода
суметь выбрать наилучший, наименее болезненный для народа?

Представляется, что одной из главных задач, стоящих перед
Россией в условиях кризиса, является создание рынком надёжных источников
доходов для большинства населения, а также адекват­ной оценки фактора трудовых
ресурсов. С одной стороны, реальный переходный период усугубляет противоречие
между благосостоя­нием и методами создания рынка, с другой — оптимизирует
выбор.

Известно, что экономическое развитие и высокий уровень
исполь­зования ресурсов органически связаны с частной инициативой. Ры­нок,
субъективные стимулы гарантируют равновесие экономики. Условиями достижения
равновесия являются добровольная безрабо­тица на рынке труда, отсутствие
избыточного капитала, гибкое реаги­рование цен и заработков на изменение
конъюнктуры и ожиданий экономических агентов.

Создание рыночных отношений в нашей стране, несомненно,
должно способствовать преодолению экономического кризиса недо­производства,
гиперинфляции, а также восстановлению важнейших экономических пропорций,
повышению уровня индивидуального и общественного благосостояния. Нормальная
конкурентная среда, ры­ночное равновесие ликвидируют дефицит товаров и
свободного вре­мени, спекуляцию, другие негативные явления, делающие невыпол­нимым
решение проблемы благосостояния.

Для построения рыночной экономики необходимо уяснить со­держание
рынка и экономических отношений, пронизывающих соци­ально-экономическую
систему. Построение рыночной экономики предполагает необходимость не только
теоретического познания за­конов, экономических методов, но и практического
усвоения сути внутренних механизмов рыночных отношений, принципов и регу­ляторов
рынка.

Метод организации рынков ставит, в свою очередь, первоочеред­ную
проблему создания детальных экономико-образовательных и научных предпосылок кардинального
поворота, механизма рыноч­ной конкуренции, инфраструктуры рынка.

Экономическая ситуация, сложившаяся в России (гиперинфляция
в условиях резкого падения производства, грозящая массовая без­работица),
претензии местных управленческих структур на поли­тическую власть, социальная
напряжённость и т.п.), приводит к вы­воду о необходимости приватизации,
налоговой политики, стимули­рующей предпринимательство в производстве, создание
системы защиты малоимущих.

Перестройка отечественных структур, создание системы конку­рентных
товарных рынков со свободным ценообразованием, форми­рование в дальнейшем
регулируемого рыночного механизма долж­ны привести к глобальному социальному
прогрессу, зрелому этапу трансформации общества на путях гуманизма и
демократизации. Ориентация рыночного механизма зависит от методов создания
рынка. Демократические методы, основанные на науке и организа­ционных
действиях, когда старое заменяется подлинно новым, а не просто упраздняется —
таков путь к общему благосостоянию.

Ключевой проблемой при этом является преобразование соци­альной
природы богатства, те отношений собственности.

Экономические агенты, добивающиеся максимальной полезнос­ти
от своей работы, ответственные за использование ресурсов, долж­ны быть
собственниками этих ресурсов.

Современный рынок функционирует лучше всего при многообразии
форм собственности, когда каждая из них может доказать наивысшую эффективность
при этом нельзя игнорировать специфи­ку национального аспекта социальной сферы,
что может иметь тя­желые последствия. Нарастание противоречий в отношениях
собст­венности позволяет прогнозировать длительную социальную борь­бу в
российском обществе. Поэтому актуальна гибкая политика уст­ранения социальной
несправедливости, компенсации потерь собственности, доходов, накоплений,
рабочего места, социальных прав граждан.

Несомненно, что проведенная в стране ваучеризация ускорила
внедрение рыночных отношений. Однако следует иметь в виду, что ваучеризация не
решила ряд крупных проблем: не создается мас­совый класс мелких собственников,
народное хозяйство не получает финансовых ресурсов от этого процесса и др.
Кроме того, обостря­ется социальная дифференциация в обществе, значительная
часть населения отделяется от государственной собственности, сотни мил­лиардов
рублей попадают на потребительский рынок, инвестиции концентрируются в
спекулятивно-финансовом обороте.

Наиболее значимым, масштабным, сложным экономическим методом
управления, от применения которого зависит экономическое благосостояние,
является ценообразование, поскольку деформации в соотношениях цен нарушают
социальную справедливость распределения, эквивалентность обмена. Цена несет не
только экономиче­скую, но и социальную нагрузку, обеспечивая распределение
создан­ного продукта. Поэтому все слагаемые системы цен должны быть признаны
покупателем, а на рынке должны соединяться интересы производителей и
потребителей. Это возможно лишь в состоянии социально-экономического оптимума.

Наряду с качеством товара, численностью покупателей, условия­ми
реализации, цена является основным фактором, влияющим на интенсивность спроса.
Сравнительная оценка товара влияет на пред­почтения потребителей, связанные с
оценкой прироста качества товара. Если последняя соответствует приросту цены,
то цена прием­лема для покупателя. В свою очередь, издержки производства мо­гут
быть признаны основным ценообразующим фактором, если они признаются
потребителем. Оценка качества изделия как соответ­ствующего цене, возможна при
наличии конкуренции на рынке и информированности потребителя. Кроме того, качество
товара фор­мируется на рынке с учетом потребностей в этом товаре, что пред­упреждает
воспроизводство новых диспропорций в системе «производство —
потребление».

Цены, особенно розничные, обратной связью влияют на спрос и
предложение. Запоздавшее устранение разрыва между доходами населения и товарным
обеспечением, возникающее при превыше­нии спроса над предложением, ведет к
дестабилизации финансов и разбалансированности экономики. Представляется, что
налоговое регулирование при плавающих рыночных ценах является лучшим вариантом
индикативного планирования цен. Желаемая коррекция в действии механизма
рыночной самонастройки (что возможно в условиях развитого рынка) может быть
достигнута путем манипу­ляции налогами.

Негативным последствием нынешнего деформированного ценооб­разования
является не только разбалансированность обменных опе­раций и появление
диспропорций в экономике, но и деформация экономических отношений всех фаз
воспроизводства по всему жиз­ненному циклу движения товара.

Ценовой механизм и конкуренция не только насыщают рынок, но
и вызывают соперничество за потребителя, ответственность пе­ред ним. Условия и
требования к продукту диктует потребитель, а производитель переналаживает
производство, повышает качество, чтобы остаться на рынке, не допустить снижения
дохода. Однако все это присуще развитой экономике с насыщенным рынком. В про­цессе
же перехода к рынку при сохранении дефицита производи­тель сохраняет
монопольное положение, взвинчивая цены и полу­чая дополнительный доход без
увеличения выпуска и улучшения качества. Поэтому необходимо применение
государственного конт­роля над ценами.

Первичной формой регулирования, цен является наблюдение за
ценами со стороны правительственных органов, которыми занима­ются
статистические управления, научно-исследовательские цент­ры профсоюзов (которые
предстоит создать в России), специальные независимые фирмы, университеты. Цель
наблюдения — определе­ние индекса ежегодного номинального роста доходов,
влияние роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособ­ность.
Государственное вмешательство в ценообразование предусматривает
санкционированное правительством завышение издер­жек производства (за счет
завышения амортизационных отчисле­ний). Прямое государственное воздействие на
цены оказывают го­сударственные субсидии, снижающие издержки производителей.

При развитии рыночного ценообразования следует, во-первых,
учитывать социальный разряд рынка, наличие различных хозяйст­венных структур в
результате признания многообразных форм собственности. В зависимости от этого
определяется соотношение на рынке государственных твердых, регулируемых
договорных или свободно устанавливаемых цен. Отсутствие этого соотношения на­рушает
равновесие. Обоснованность цен определяется в конечном счете степенью пропорциональности
народного хозяйства. Поэтому добиться сбалансированности невозможно без
оптимизации его струк­туры, которая должна учитывать тенденции развития
мирового рынка.

Во-вторых, цена должна проходить проверку рынком на основе
учета спроса, а на стадии производства следует определять лишь лимитные уровни.
В-третьих, для достижения рыночного равнове­сия (что следует учитывать в
ценообразовании) необходима балан­сировка товарных рынков с ресурсными.
В-четвертых, структура оптовых и розничных цен должна быть приведена в
нормальное состояние. Использование до перехода к рынку межотраслевой мо­дели
сбалансированной системы оптовых цен как первого прибли­жения к будущей системе
рыночных цен, по рекомендации В. Леонтьева, позволило бы избежать резких
экономических потрясений при переходе к нормальному рынку. Хотя рынок
конкурирующих производителей может привести экономику к социально-экономи­ческому
равновесию, этот процесс будет затянут и чрезмерно рас­точителен из-за
неправильно использованных ресурсов.

Универсальная, совершенная модель рыночного механизма, в том
числе ценообразования, пока не изобретена. Но для выхода на ми­ровой рынок
предстоит решать проблему совершенствования сис­темы цен, расчетов рыночных цен
равновесия, эластичности, на­хождения оптимального сочетания цен фиксированных,
регулируе­мых и свободных, степени косвенного воздействия государства на цены.

Важнейшее значение в решении проблемы благосостояния име­ют
продовольственные программы (в социально-экономическом и экологическом плане).
От решения проблемы оптимального питания зависит реализация генетического
потенциала индивидов, соци­альных групп, наций.

Бедствия народа с низким уровнем дохода на душу населения и
высокой смертностью вызывают самую серьезную тревогу. Преодо­ление такого положения
неразрывно связано с созданием развитого продовольственного рынка страны, что
связано с необходимостью повышения эффективности сельскохозяйственного
производства, создания новых форм хозяйств, в том числе фермерских. Известно,
что фермерские хозяйства наиболее приспособлены к росту отрас­левой
производительности труда, вырабатывают механизмы уде­шевления продукта, роста
благосостояния потребителя, что важно в переходный период в условиях кризиса
недопроизводства.

От обеспеченности продовольствием зависит политическая ста­бильность
в обществе. В условиях социальной и политической на­пряженности переходного
периода государство должно способство­вать сохранению стабильных цен на
продовольствие, субсидируя их. Об этом писал Дж. Гэлбрейт, приезжая в Россию в 1991 г. Госу­дарственная поддержка сельского хозяйства и сдерживание роста цен на продовольствие
являются важнейшей инфляционной и анти­кризисной мерой. Спрос на продовольствие
мало эластичен по отно­шению к ценам, и поэтому в результате либерализации цены
на сельскохозяйственную продукцию могут быть очень высокими. Рост цен на
продовольствие при большой доле затрат на него в доходах населения России ведет
к росту доходов, обеспеченных лишь инфля­ционной эмиссией. Гиперинфляция
наступает тогда, когда в усло­виях спада производства допускается свободный
рост цен на продо­вольствие.

Оптимальный путь решения продовольственной проблемы ви­дится
в расширении инвестиций в сельское хозяйство, повышении урожайности
сельскохозяйственных продуктов с уже обрабатывае­мых площадей, а также в
совершенствовании системы распреде­ления.

В целях решения продовольственной проблемы, например, Дж.
Уорнок предполагает развитие как «движение к полной реали­зации
человеческого потенциала всех индивидов, то есть осуществ­ление эгалитарного
идеала на уже достигнутом уровне материаль­ного производства».*

* Warnok J.W. The politics of hunger: the global food
system. Toronto. 1987. P. 21.

Отраслевая структура сельского хозяйства меняется под воз­действием
индивидуализации спроса, развития потребностей и пред­почтений индивида.
Фермерский сектор испытывает сильное цено­вое и организационно-экономическое
давление конкуренции. Уси­ление качественных аспектов конкуренции в сфере
переработки и сбыта способствует снижению отношения расходов на продоволь­ственные
товары к доходу, повышению качества продовольствия, удешевлению производства.
Эта приспособленность фермерства на Западе является результатом концентрации в
фермерском секторе массового производства относительно однородных продуктов. В
ре­зультате основные функции по снижению совокупных затрат в сель­ском
хозяйстве выполняют именно фермерские хозяйства. С учетом сложившихся условий
развитие фермерства в нашей стране пред­ставляется необходимым в период
перехода к рыночной экономике.

При анализе данного вопроса особое внимание уделяют полез­ности
продуктов сельского хозяйства, ориентирующегося на диф­ференцированное и
постоянно меняющееся потребление индивидов. Игнорирование этих изменений в
потреблении может привести к неверной оценке роли отдельных звеньев в
удовлетворении потреб­ностей индивида и общества в целом.

В условиях перехода к рынку, кризиса недопроизводства пред­ставляет
несомненный интерес анализ спроса через косвенную функ­цию полезности, которая
может быть использована для составления выпуклой программной модели с
минимальным количеством значе­ний косвенной функции полезности.*

* Collaborative Paper. (Luxemburg. Austria). 1983. March. P.
1.

Проблема динамики спроса тесно сопряжена с эффективностью
сельского хозяйства в условиях рыночных отношений. Спрос доми­нирует над
межсекторным обменом, регулирует цены на продоволь­ствие, что демонстрирует
анализ динамических моделей общего рыночного равновесия. Рынок призван
ликвидировать отсутствие права распоряжаться своим товаром, слабую координацию
промыш­ленного и сельскохозяйственного секторов экономики, их экономи­ческую
обособленность от потребителя, практическое отсутствие механизма, связывающего
производство и потребление.

Одним из важнейших аспектов благосостояния индивида явля­ется
его занятость в общественном производстве. При переходе к рынку так же, как и в
рамках функционирования развитого рыноч­ного механизма, неизбежна безработица.
Но если общество ставит целью достижение целей индивидуального благосостояния,
обеспече­ние эффективной и стабильной занятости должно являться одной из
главных задач экономической политики.

Причина безработицы, по мнению Ф. Хайека, кроется в отклоне­нии
от равновесных цен и заработков, которые сложились бы в ус­ловиях стабильного
рынка и стабильных денег. Безработица свя­зана с несовпадением распределения
факторов производства меж­ду отраслями и распределения спроса на продукцию этих
отраслей, что вызвано искажением системы соотношений цен и заработков. Высокий
и стабильный уровень занятости достигается созданием рынка, установлением
соответствия спроса и предложения в каж­дом секторе экономики.

Особенности ситуации с занятостью в нашей стране заключают­ся
в плюрализме форм собственности, вызванном низкой эффек­тивностью использования
ресурсов. Задача заключается в том, чтобы найти такие формы и границы связи
индивида с частью обще­ственного богатства, при которых он воздействовал бы на
эффек­тивность использования ресурсов. Для смягчения влияния спонтан­ных
рыночных сил необходима монетарная и фискальная политика. Первая призвана
регулировать спрос на рынке капиталов, обеспе­чить стабильность стоимости
денег. Цель второй заключается в лик­видации бюджетного дефицита.

Начальный этап перехода к рыночным отношениям определяет
формирование новых, не всегда положительных тенденций в мо­бильности рынков
труда, понижая интенсивность перераспределе­ния рабочей силы на постоянную и
временную работу. Вследствие кризисных явлений, спада производства и сокращения
рабочих мест повышается вероятность устойчивой безработицы. Усиление несба­лансированности
рабочих мест и трудовых ресурсов, ухудшение условий реализации права на труд и
доходы связано с дальнейшим углублением различий и понижением уровня
экономического благо­состояния. В связи с этим возникает проблема создания
такой моде­ли управления занятостью, которая сочетает эффективное исполь­зование
трудовых ресурсов с механизмом социальной защищеннос­ти населения. Это
предполагает макрорегулирование структуры рабочих мест, максимальную свободу
партнеров в выборе вида тру­да и места жительства.

Современное состояние экономики, возможность появления мас­совой
безработицы выдвигает на первый план проблему сокраще­ния предложения рабочей
силы, пересмотра границ совокупного фонда рабочего времени, сокращение продолжительности
рабочей недели, неполную занятость, гибкий режим рабочего времени (в раз­витых
странах Запада численность работающих неполное рабочее время составляет 25-55%,
у нас — 1%).

Главное — не допустить массовой безработицы, так как в Рос­сии
в условиях низкого уровня экономического благосостояния это будет социальным
бедствием. Необходим массовый охват молодежи профессиональным образованием, что
«позволит государству актив­но влиять на безработицу. Следует увеличить
рабочие места в тор­говле, общественном питании, здравоохранении за счет
строитель­ства новых предприятий, расширять частный сектор в сфере услуг,
стимулировать самозанятость.

В условиях перехода к смешанной рыночной экономике, где
имеет место недостаточный совокупный спрос, следует стимулировать
инвестиционную деятельность предприятий. Смысл инвестиций за­ключается не в
гарантии полной занятости, а в создании возможнос­тей. Мировая практика
показывает, что для того, чтобы в условиях рынка предприятия функционировали в
соответствии с мотивом прибыли, и в этих условиях была обеспечена
долговременная заня­тость, ежегодные темпы роста дохода от капитала должны нахо­диться
на уровне 3—6%. Капитал при этом целесообразно расходо­вать: 1) на выплату
социальных дивидендов всем членам общества; 2) на финансирование инвестиций,
которые не под силу отдельным предприятиям. В первую очередь это относится к
развитию инфраст­руктуры, связанной с производством общественных благ.

В условиях продолжающегося и нарастающего спада производ­ства
обостряется проблема экономического роста. Тенденция экономи­ческого роста
зависит от совокупных индивидуальных расходов — основного элемента конечного
общественного спроса, от точности оценки потребительского спроса. Поэтому в
основу анализа обще­экономической ситуации закладывают микроэкономические пока­затели
индивидуального потребления. Во-вторых, необходимо уста­новление связи
микроэкономических показателей потребительского спроса с секторами
производства. Экономический рост является функцией от потребностей, поэтому
индивидуальное потребление стимулирует и регулирует производство.

Изменение уровня капитальных расходов является важнейшим
инструментом поддержания инвестиционной активности, так как вызывает рост
национального дохода и потребления, наивысшую загрузку мощностей. Интенсивность
применения капитала позитивно связана с продолжительностью занятости.
Производства с высокой интенсивностью применения капитала в технологии обладают
дли­тельным жизненным циклом. Излишек капитала может служить инструментом
политики доходов.

Политика доходов, обеспечивающая превышение доли прибы­лей
над инвестициями в национальном доходе, может служить ус­ловием эффективности
функционирования системы. Это является следствием постоянной динамики бюджетов
работающих

Однако не следует упрощать проблему. Нестабильность может
возникнуть в силу ряда причин, например, изменения темпов роста
производительности труда при изменении пропорции «издержки — выпуск»,
либо — изменения результатов инвестирования в кратко- или среднесрочном периоде,
или — в зависимости от типа техниче­ского прогресса — в долговременном периоде.
Кроме того, темп рос­та производительности труда может измениться в связи с
измене­ниями в интенсивности технического прогресса, колебаниями тру­довых
ресурсов. На производительность труда непосредственно вли­яют долговременность
занятости, изменение возможностей утили­зации в промышленности, возраст
производственных фондов, тренды в росте производительности труда, темпы
юнионизации в про­мышленности. Занятость труда и капитала влияют на
производительность позитивно. Изменения в возрасте производственных фон­дов и
вновь созданных фондов (в сторону увеличения) влияют нега­тивно. Кроме того,
эффект производительности снижается суще­ствованием максимально долговременной
занятости, поскольку последняя не способствует росту интенсивности труда.*
Поэтому цель заключается в достижении не максимальной, а высокой и стабиль­ной
занятости, что и обеспечивает функционирующий рынок совме­стно с
государственной политикой.

* The Review of Economics and Statistics. 1987. V. 69. N 4.
P. 632-634.

Занятости способствует система социального обеспечения. Для
поддержания социальных программ, по мнению автора, следует: а) расширить
социальное обеспечение по месту работы (по болезни, беременности, родам,
увольнению в размерах, превышающих зако­нодательно установленный
государственный минимум). Предприя­тия, применяющие частное страхование, должны
получать налого­вые субсидии; б) расходы на социальные нужды должны составлять
примерно 30% государственных расходов; 2/3 социального бюджета следует
направлять на здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение; в)
обеспечение цели социальной справедливости должно быть возложено на профсоюзы;
г) в структуре расходов на 1-м мес­те должны находиться пенсии, на 2-м — медицина,
на 3-м — семей­ные пособия, на 4-м — пособия по безработице, далее — на
профобучение, обеспеченность жильем, несчастные случаи и профзаболева­ния,
жертвам войны; д) производить антиинфляционную индекса­цию социальных выплат.

Вышеназванные изменения носят сложный, комплексный харак­тер.
Поэтому главная задача в условиях перехода к смешанной ры­ночной экономике —
добиться сочетания микроэффективности с мак­ростабильностью.

Частное предприятие (индивидуальное или коллективное), яв­ляющееся
главной единицей производственного сектора в рыночной смешанной экономике, не
должно исключать эффективного макроэко­номического вмешательства государства.

Государство должно всемерно расширять и поощрять предпри­нимательство,
которое пока носит характер первоначального накоп­ления финансового капитала и
имущества непроизводственного на­значения. Известно, что накопление средств
инфляционными мето­дами не может продолжаться долго. Коммерческий капитал
должен либо принять активную форму инвестиций в производстве дефи­цитной
продукции, либо наступает гиперинфляция и товарный дефи­цит становится
абсолютным.

В условиях смешанной экономики с ее широким негосударствен­ным
сектором, частными и кооперативными предприятиями, можно решать вопросы
рыночной корректировки деятельности государ­ственных предприятий, создавать
рациональные варианты в струк­туре собственности. Однако следует иметь в виду,
что для достиже­ния эффективной и стабильной занятости государственные органы
должны воздействовать на производство непосредственно (лицен­зирование
инвестиций, контроль за ценами, политика доходов). Кос­венных методов,
использующих в качестве главного инструмента капитальные затраты, здесь,
очевидно, недостаточно. Основной функ­цией государства должна быть координация
стратегических эконо­мических решений, а главной задачей — перераспределение
благо­состояния.

Государство необходимо для обеспечения соответствия между
динамикой благосостояния и ресурсами; факторами производства; доходами и
расходами населения, с одной стороны, и структурой производства — с другой;
потреблением и движением общественно­го богатства и т.д. Хотя рынок — это
саморегулирующаяся система, а государство — система сознательного управления,
они не исклю­чают друг друга. Проблема разграничения функций этих систем не решается
без учета реальной структуры экономики, что показали Дж.М. Кейнс, О. Ланге,
Дж.К. Гэлбрейт и др.

Для достижения сбалансированности экономики планирование
должно выступать как индикативный регулятор рынка. Директив­ное планирование
эффективно только при централизации НТП, развитой информационной базе, низком
производственном динамиз­ме, ограниченных потребностях, что противоречит
современному развитию, диктующему требования высокого уровня экономическо­го
благосостояния, качества жизни, сочетания полицентризма с меж­дународной
интеграцией, роста динамизма производства.

Рост уровня экономического благосостояния зависит от эффек­тивности
мероприятий по активизации человеческого фактора, обо­гащения содержания труда,
что обусловлено наличием специаль­ных широких знаний, складывающихся в процессе
развития систе­мы образования. Необходима высокая экономическая культура, уме­ние
участвовать в ценовой конкуренции, ориентироваться на мак­симизацию полезности.
Расширение системы образования является средством уменьшения разрыва между
спросом и предложением различных видов труда. Рост образовательного уровня
является одним из факторов роста доходов.

Значение фактора образования в теории благосостояния обус­ловлено
постоянно увеличивающейся ролью профессиональных знаний. Полученные в рамках
современной системы образования знания устаревают в течение 2-3 лет работы.
Поэтому необходимое образо­вание — это инвестирование капитала на перспективу в
40 лет.

Э. Хант, Г. Шерман, Г. Джентис, С. Боулз и другие ученые свя­зывают
с системой образования достижение подлинного общества благосостояния —
гуманизацию жизни, духовное возрождение каж­дого индивида. По их мнению,
основными в таком обществе являют­ся проблемы индивидуализма, развитости
рыночных отношений.

Постоянная активизация деятельности индивидов, по мнению
этих ученых, является путем к созданию модели общественного бла­госостояния.
Индивидуальный вклад в построение такого общества ставится в зависимость от: а)
личных способностей (физических, эмоциональных, умственных); б) социальной
среды (семья, произ­водство, общество в целом); в) материального благосостояния
инди­вида. Основой для социальных изменений является борьба за про­грессивное
обучение (среди администрации, преподавателей, сту­дентов). Эта борьба за прогрессивное
сознание должна стать осно­вой «любого движения, целью которого является
устранение проти­воречий между индивидами и обществом». Кроме того,
перестройка духовного мира каждого индивида будет способствовать решению
экологических проблем, «ибо его внутренняя разобщенность явля­ется главной
причиной экологических нарушений».*

* Welfare Aspects of industrial markets /Ed. by M. Jong, F.
Jacquemin. Leiden, 1977. P. 36, 38-39; BowlesS., Gintis H. Schooling in
Capitalist America. N.Y., 1986. P. 360-361.

Взаимодействие личностных и общественных систем в социально
ориентированном обществе по Г. Джентису2

Рис.1

2) American Economic Review. 1988. V. 78. N 1. P. 216-223.

От состояния образования и культуры в обществе зависит со­держание
и направление общественного прогресса (Г. Джентис, С. Боулз, В. Розенбаум, Н.
Биренбаум, Е. Альтфатер и др.).

Большинство радикальных экономистов связывает разрешение
возникающих в обществе благосостояния конфликтов с рынком — «надёжной
регулятивной системой, отделяющей экономическую власть от политической в
сочетании с корректирующим воздействием государственных структур».*

* American Economic Review. 1988. V. 78. N 1. Р. 222.

Главная функция государства, по их мнению, должна состоять в
социальной защите индивидов, которая немыслима без развитой системы
образования. Это «должна быть преимущественно универ­ситетская система,
которая позволяет совместить образование ин­дивидов с суверенитетом
рынка».*

* Ibidem.

Для повышения шансов на рынке работник может инвестиро­вать
свой доход в целях роста квалификации, уровня образования. Это подробно
анализируется в рамках теории «человеческого капи­тала» Дж. Бекера,
Т. Шульца, Дж. Минцера, доказавших связь вложе­ний капитала в рост квалификации
и повышения темпов роста эко­номики и доходов.

Необходимо в условиях перехода к рынку закрепление за инди­видом
прав собственности на знания, технологию (публикации, па­тенты, авторские
свидетельства). Приобретать интеллектуальную продукцию на рынке, регулировать
рынок через налоговую систему призвано государство. Привлечение в систему
образования государ­ственных инвестиций (вклады, безналоговые и беспроцентные
кре­диты) обусловлено развитием рынков капиталов.

Главным для профессионального образования в нашей стране
явится рынок труда. Увеличение расходов на образование наряду с недопущением
высокого уровня безработицы всегда считались и счи­таются в западной теории и
практике ключевыми моментами в кри­зисных ситуациях. В целях роста
профессиональной подготовки необходимо создание специальных государственных
фондов на ос­нове льготного налогообложения. Обучение основам информатики,
иностранным языкам, социальной психологии, экологии, работе на компьютерах,
приобретение второй специальности будет облегчать трудоустройство, создаст
предпосылки перехода к непрерывному образованию.

Поскольку наивысшую полезность для потребителя товар при­обретает,
лишь участвуя в мировой конкуренции, проблему инди­видуального благосостояния
следует решать также на путях активной внешнеэкономической деятельности как отдельных
фирм, так и государства. Анализ западных моделей показал, что результатом
открытой торговли являются ликвидация отечественного монополи­ста внешними
производителями, снижение цен, рост качества и, как следствие, рост
индивидуального благосостояния потребителя. В международных условиях торговли,
активно влияющих на благо­состояние, особенно важны условия конкуренции,
экспортные и про­изводственные убытки, энергичная антимонопольная политика го­сударства.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ