Глава 9. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ — 9.1Понятие, особенности и виды...

Глава 9. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ — 9.1Понятие, особенности и виды государственной службы :: vuzlib.su

132
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Глава 9. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ — 9.1Понятие, особенности и виды государственной службы

.

Глава
9. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ — 9.1Понятие, особенности
и виды государственной службы

Государственная
служба возникла еще во времена первобытного общества. Она имеет многовековую
историю своего развития. При разделении труда в первобытном обществе начинает
формироваться управленческая элита, которая отделяется от основной массы
производителей и с течением времени превращается в отдельную группу людей —
«государственных людей». В Древнем Египте такими людьми были: фараоны, визири,
«казначеи Бога»,

казначеи,
«хранители печати», министры, советники «совета храмового управления»,
«городские советы», начальники «Юга», «Северных стран», «греков» и т. д.
Чрезвычайно сложной была «государственная бюрократия» у ацтеков — народа
Мексики, цивилизация которого бесследно исчезла в эпоху прибытия европейцев в
Америку: избираемый глава государства; члены «тайного государственного совета»;
придворные и государственные чиновники (различные звания многочисленных
чиновников с четко определенными соответствующими функциями); разветвленная
система независимых судебных учреждений; жрицы, наделенные светской властью,
особенно в сфере образования и воспитания и т. д. Высокоразвитыми были системы
государственной службы в Древнем Риме и Византийской империи. К первой системе
относились принцепсы, сенаторы, консулы, преторы, диктаторы, проконсулы,
пропреторы, префекты, квесторы, легаты, цензоры, эдилы, презесы, прокураторы,
судьи, асессоры и др.; ко второй — басилев-сы, эпанагоги, дуки, полемархи,
архонты, стратиги, филомброты, пританы и т. д.

Услугами
государственных служащих пользуются все современные государства независимо от
государственного устройства, формы правления или государственного режима. Они
выполняют все задачи и функции, которые цивилизованное общество возлагает на
свое государство. Государственные служащие в современном обществе осуществляют
контрольную, организационную, правоприменительную и другие виды деятельности.

Организация
и деятельность лиц, которые профессионально выполняют задачи и функции
государства, определяются, как правило, термином «государственная служба».
Именно такое название используется в Украине, Италии, Греции, Канаде, Франции и
др. В некоторых странах ее называют «публичная служба» (ФРГ, Бельгия, Испания и
др.) или «гражданская служба» (Великобритания).

В
современном украинском законодательстве и правовой науке термином
«государственная служба» определяются правовой институт административного
права, учебная дисциплина, название государственного органа (таможенная служба,
контрольно-ревизионная служба и др.), вид трудовой деятельности. В Украине пока
что не существует официально признанной самостоятельной отрасли права о
государственной службе как системе теорий, идей, представлений о правовом
регулировании государственно-служебных отношений.

Государственная
служба как наука и учебная дисциплина имеет свою отраслевую принадлежность. Она
представляет собой продолжение и дополнение непосредственно «Государственного
управления» и «Административного права».

Государственная
служба является комплексным правовым институтом, поскольку включает в себя
нормы многих отраслей права: конституционного, административного, финансового,
трудового, уголовного, жилищного и др.

Понятие
государственной службы впервые на законодательном уровне определяется в Законе
«О государственной службе». Государственная служба — это профессиональная
деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате
по практическому выполнению задач и функций государства и получающих заработную
плату за счет государственных средств. Исходя из приведенного понятия, можно
выделить следующие основные ее признаки:

а)
профессиональная деятельность;

б)
деятельность в государственных органах и их аппарате;

в) заработная
плата за счет государственных средств. Государственная служба — это
профессиональная деятельность,

то
есть ею могут заниматься только лица, которые имеют соответствующее образование
и профессиональную подготовку. Следует отметить, что данный закон не
предусматривает обязательного высшего образования.

По
закону государственной является только та служба, которая осуществляется в
государственных органах и их аппарате.

Важным
признаком государственной службы является заработная плата за счет государственных
средств. Исходя из статьи 1 Закона «Об оплате труда» заработная плата — это
вознаграждение, начисляемое, как правило, в денежной форме, которое в
соответствии с трудовым договором собственник или уполномоченный им орган
выплачивает работнику за выполненную работу. Вместе с тем данный закон
установил, что государство осуществляет регулирование оплаты труда, в
частности, путем определения условий и размеров оплаты труда сотрудников
учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, и руководителей государственных
предприятий (ст. 8).

Государственная
служба ставит перед собой следующие задачи:


охрана конституционного строя Украины, создание условий для развития
гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности
личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;

— формирование
общественно-политических и государственно-правовых условий для практического
осуществления функций государственных органов;


обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их
компетенцией;


совершенствование условий государственной службы и профессиональной
деятельности государственных служащих;

— создание
и обеспечение надлежащего функционирования системы подготовки и повышения
квалификации государственных служащих;

— обеспечение
принципа гласности в деятельности государственных служащих и государственных
органов, соблюдение законности, искоренение бюрократизма, коррупции и иных
отрицательных явлений в системе государственной службы и т. п.

Под
функциями государственной службы следует понимать основные направления
практической реализации правовых норм института государственной службы,
содействующие достижению соответствующей цели правового регулирования
государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей
социальной роли и государственно-правового назначения. Единого мнения по поводу
видов функций государственной службы в юридической науке нет. Существуют разные
мнения относительно их классификации. В частности, выделяются такие функции
государственной службы:

а)
основные — информационное обеспечение, прогнозирование

и
моделирование, планирование, организация, руководство, координация, контроль,
регулирование, учет;

б)
общие — осуществление государственной кадровой политики; комплектование
персонала государственных органов с учетом способностей, профессиональных,
личных и моральных качеств; организация государственной службы; планирование и
прогнозирование развития персонала государственных органов; анализ состояния и
эффективности государственной службы в органах государственной власти и др.;

в)
специфические, которые можно рассматривать как регулятивное и организационное
влияние относительно ограниченного и целесообразного вмешательства в сферу
экономики и социально-культурного строительства, в которых объекты управления
владеют значительной самостоятельностью в выборе решений и их реализации;

г)
вспомогательные, которые имеют целью обслуживание деятельности государственных
органов в рамках основных, общих и специфических функций (делопроизводство,
юридическое обслуживание, материально-техническое обеспечение и др.);

д)
специальные, которые отображают особенности объекта управления (например,
методическое, техническое руководство). Они могут дополнять общие функции в
случае их недостаточности.

По
мнению А. Ф. Ноздрачева, функциями государственной службы являются
правоприменительная, правотворческая, правозащитная, регулятивная,
организационная.

Вопрос
о принципах государственной службы является важным для уяснения сущности
государственной службы. Термин «принципы государственной службы» обозначает
основные черты, существенные характеристики, содержание и значение самой
государственной службы. Принципы государственной службы — это основоположные
идеи, установки, которые выражают объективные закономерности и определяют
научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций
государственной службы, полномочия государственных служащих. Их можно
классифицировать на конституционные и организационно-функциональные. К первым
относятся: служение народу Украины; законность и демократизм; приоритет прав и
свобод человека и гражданина; гуманизм и социальная справедливость;
распределение государственной власти на законодательную, исполнительную и
судебную; равный доступ граждан к государственной службе. Организационно-функциональными
принципами государственной службы являются: профессионализм и компетентность;
инициативность; честность и преданность делу; персональная ответственность за
выполнение служебных обязанностей и дисциплина; соблюдение прав предприятий,
учреждений и организаций, объединений граждан.

Вопрос
о видах государственной службы на законодательном уровне не урегулирован, и в
юридической науке относительно него нет единой точки зрения. Чаще всего
государственную службу классифицируют на такие виды:

а)
служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти;

б)
гражданская и милитаризованная (военизированная) служба;

в)
гражданская и специализированная служба;

г) государственная
(в государственных органах и воинская) и гражданская (муниципальная служба,
служба в государственных организациях и учреждениях, в аппаратах политических
партий, в общественных организациях, в негосударственных, некоммерческих
организациях, частных предприятиях и т. п.).

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ