7.4.2. Экспертные суждения :: vuzlib.su

7.4.2. Экспертные суждения :: vuzlib.su

96
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


7.4.2. Экспертные суждения

.

7.4.2. Экспертные
суждения

В том случае,
когда прогноз опирается не на объективные данные, но скорее на мнение менеджера
или потребителя, говорят об экспертных суждениях. Предполагается, что «эксперт»
основывает свое суждение на группе причинных факторов, оценивая вероятность их
реализации и их вероятное влияние на уровень спроса.

В основе этого
подхода лежит, следовательно, некоторая казуальная -структура, т. е.
совокупность суждений, касающихся причинных факторов первичного спроса и
вероятности их реализации в рамках одного или нескольких сценариев. При этом
данная казуальная структура неразрывно связана с личностью эксперта, так что
другой эксперт, поставленный перед той же проблемой, может, используя ту же
информацию, прийти к другим выводам. Достоинство экспертного метода по
сравнению с чисто интуитивным подходом состоит в возможности обмена и
противопоставления идей благодаря наличию явно выраженной казуальной структуры.
Широко применяются три метода, основанных на суждениях: суждения лиц,
принимающих решения, оценки торгового персонала и намерения покупателей.

Суждения
менеджеров

Прогноз
основывается на видении, интуиции, воображении и опыте того, кто его
формулирует. Менеджера просят дать по возможности точную оценку исходя из
имеющейся у него информации, с указанием, например в форме вероятностных
показателей, степени точности или его уверенности в своих оценках.

Этот вариант в той
или иной степени применяется фирмой всегда. Он особенно заметен в организациях,
где доминирует лидер, реализующий свое собственное видение. Ценность этого
метода, очевидно, зависит от опыта и интуиции лица, формулирующего прогноз.
Главным недостатком, несомненно, является трудность коммуникации и
невозможность проверки истинности или ложности прогноза. Путь к уменьшению
риска субъективности индивидуального суждения состоит в обращении к группе
менеджеров, которые обсуждают свои точки зрения и стремятся прийти к
консенсусу. Хорошую возможность достижения консенсуса представляет метод
Дельфи.

Согласно этому
методу, эксперты группы формулируют свои индивидуальные суждения анонимно,
обычно с применением анкет. Затем определяется медианное суждение; оно
доводится до членов группы, от которых требуется повторно рассмотреть свое суждение
с учетом группового мнения. Как правило, этот метод быстро ведет к консенсусу,
обычно за два тура (Phillips, 1987).

Метод Дельфи
успешно применялся в маркетинге. Одна из его возможных альтернатив состоит в
сборе независимых суждений и в формулировке средней оценки, без попыток
склонить экспертов к изменению их начальных суждений.

Оценки торгового
персонала

Обычно торговый
персонал имеет очень точное представление о потенциале продаж, который
обеспечивают их клиенты, и, кроме того, имеет возможность дать оценки
потенциала рынка в целом, по крайней мере на той территории, которую он
обслуживает. Проще всего попросить торговых работников дать оценки по каждому
товару, но не абстрактно, а исходя из конкретных гипотез о маркетинговых
усилиях в вопросах цен, рекламной поддержки и т. п. После этого менеджеры
службы сбыта формулируют итоговые оценки, суммируя оценки всех работников.

Принципиальный
недостаток этого метода — опасность систематического занижения оценок со
стороны сбытовиков, которые заинтересованы иметь легко выполнимый план по
продажам, а в конце планового периода добиться значительного превышения
плановых показателей. Отметим следующие варианты коррекции таких оценок,
снижающие риск систематической погрешности.

Попросить торговых
работников самостоятельно определить степень погрешности их оценок. Эти данные
можно затем использовать для уточнения прогноза.

Скорректировать
оценки торговых работников с помощью регионального менеджера по продажам,
который может иметь более широкий взгляд.

Ввести корректирующий
коэффициент, основанный на учете погрешностей в прошлых прогнозах каждого
торгового работника.

Включить торговых
работников в процесс прогнозирования полезно прежде всего для того, чтобы
создать у них соответствующую мотивацию и способствовать принятию назначаемых
им квот по продаже. Кроме того, они незаменимы при построении прогнозов продаж
в очень малых сегментах, на уровне отдельной территории или отдельного клиента.

Изучение намерений
покупателей

Последний метод,
основанный на суждении, заключается в прямом опросе покупателей об их планах на
покупки в течение определенного периода. Намерения совершить покупку могут
рассматриваться на двух уровнях: на общем и на уровне определенной товарной
категории.

На общем уровне
оцениваются настроение или степень уверенности покупателей, их представления о
благосостоянии и их намерения совершить покупку товаров длительного
пользования. Европейское сообщество (ЕС) ежеквартально проводит опрос в каждой
стране ЕС, оценивающий степень уверенности потребителей в состоянии экономики.
Эти исследования публикуются в издании «Евробарометр», которое представляет
собой форму постоянного опроса общественного мнения. «Евробарометр» формирует
индекс уверенности европейских потребителей по отдельным странам и по ЕС в целом.

Что касается
промышленной сферы, то центральные банки стран ЕС проводят ежемесячные опросы
конъюнктуры среди предприятий. Цель этих опросов состоит в измерении ожиданий
предприятий по развитию конъюнктуры. Задаваемые вопросы касаются состояния
портфеля заказов и поставок, уровня загрузки производственных мощностей, уровня
занятости, инвестиционных намерений и т. п. Эти данные имеются по всем основным
секторам промышленности; они используются для построения сводного индикатора
конъюнктуры, который доказал свою эффективность в качестве надежного раннего
индикатора наступающего спада или подъема в экономике.

На более
конкретном уровне категорий товаров фирмы регулярно организуют опросы
относительно вероятности совершения покупки, особенно при проведении тестов на
принятие новых концепций товаров (см. главу 10). Пример вопросника приведен в
табл. 7.2.

Таблица 7.2.
Пример вопросника о намерении совершить покупку.

Собираетесь ли
вы приобрести автомобиль в течение ближайших шести месяцев?

Ни в коем

случае

Маловероятно

Неплохая
вероятность

Большая
вероятность

Весьма вероятно

Уверен

(0)

(0, 20)

(0, 40)

(0, 60)

(0, 80)

(1, 00)

Частота позитивных
ответов, соответствующих двум последним делением шкалы намерений, может быть
весьма полезна для оценки потенциала рынка и для прогнозирования долей рынка
для различных марок.

Исследования
намерений совершить покупку применительно к конкретному товару или марке часто
оказываются менее надежными, чем исследования общего характера. Необходима
большая осторожность в использовании результатов подобных исследований. Лучшие
результаты получаются, когда речь идет о товарах или услугах, приобретение
которых покупатели должны планировать заранее, что справедливо в отношении
дорогих покупок типа автомашины, дома или путешествия.

Субъективные
методы имеют очевидные ограничения, однако они могут быть полезной отправной
точкой при анализе спроса и их полезность нельзя недооценивать. В любом случае
они должны применяться совместно с более объективными методами.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ