ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Управление человеческими ресурсами в послевоенный период
.
Управление человеческими ресурсами в послевоенный период
Экономическое развитие индустриально развитых стран в послевоенный
период было связано с повышением роли научно-технических факторов, глубокой
технологической модернизацией производства. В 50-60-е годы быстрыми темпами
развивались новые отрасли, предопределяющие научно-технический прогресс: электротехническая,
радиотехническая, химическая, аэрокосмическая, атомная. Была осуществлена
коренная реконструкция «старых» отраслей производства, на
предприятиях внедрялись новые технологические процессы, средства механизации и
автоматизации. Все это предполагало дальнейшее развитие кооперации на производстве
и научно-технической деятельности, требовало привлечения специалистов и ученых,
объединения их знаний и усилий. Новации в трудовые процессы привносило
распространение электронно-вычислительной техники в корпорациях. Трудовые ресурсы,
реагируя на эти изменения, обретали новые качества: все больше появлялось грамотных
работников с иным отношением к участию в труде, к условиям и организации
трудового процесса.
Однако руководители большинства крупных корпораций в эти
годы исходили в основном из незыблемости сложившейся системы технократического
управления, при необходимости осуществляя лишь отдельные ее модификации. На
волне абсолютизации массового производства, экстенсивных методов
хозяйствования, «конгломератного бума» развитию методологии
управления человеческими ресурсами должного внимания не уделялось. Кроме того,
ориентация на получение краткосрочных прибылей, господство политических и
финансовых ориентиров в управлении не позволяли менеджерам переключиться на
совершенствование качественных характеристик персонала организаций и его
долговременное развитие. Все эти проблемы усугублялись бюрократизацией
административных механизмов в крупных корпорациях. Как писал один из
руководителей «Дженерал Моторс»: «безотказно действующий
механизм увековечивания порочной системы управления закрывал практически все
каналы для доступа свежих идей извне». Основные усилия менеджмента в
области управления человеческими ресурсами в тот период были сосредоточены
вокруг юридического обеспечения системы трудовых отношений в корпорациях, разработки
многочисленных внутрифирменных стандартов и нормативов, регламентирующих
организацию и оплату труда.
.