ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Истоки проблематики
.
Истоки проблематики
История развития подразделений, занимающихся выполнением тех
или иных функций в области управления людьми, теряется в глубине веков. Еще
Геродот пишет о ста тысячах рабочих, которые были собраны для строительства
пирамиды Хеопса (2575-2465 гг. до Р.Х.) и расположенных рядом с ней сооружений.
Очевидно, что реализация подобного проекта требовала решения проблем занятости,
распределения работ, рабочего времени, довольствия и оплаты труда, санкций за
проступки и т.д., то есть тех вопросов в области управления ЧР, которые
актуальны и по сей день.
Современные западные учебники начинают отсчет истории управления
персоналом с английского средневековья. Ремесленники там объединялись в
гильдии, которые использовали для улучшения условий труда, совершенствования
взаимоотношений хозяев и работников, разрешения внутренних конфликтов. Эти
гильдии стали предвестниками профсоюзов. Однако, на наш взгляд, хотя подобные
функции и можно прямо сопоставить с задачами, решаемыми современными службами управления
ЧР, но делать заключение о начальной точке развитии лишь на основании такого
соответствия не следует. Более целесообразным видится поход к обнаружению
истоков управления ЧР в примерах решения проблемы эффективного задействования
трудового потенциала, которые существовали в далеком прошлом. И не стоит
обращать особого внимания на форму решения этой проблемы. Здесь важно наличие
подобной проблематики, являющейся сущностью управления ЧР и в прошлом, и
сейчас.
Подтверждением вышесказанного может служить такой исторический
памятник, как «Книга правителя области Шан» — один из наиболее
значительных образцов общественно — политической мысли древнего Китая. В нем
излагается учение Шан Яна (IV в. до н.э.) — основателя школы легистов,
отстаивающих деспотическую форму правления. Трактат оказал большое влияние на
формирование бюрократической системы управления в Китае, профункционировавшей
без каких-либо существенных изменений до начала XX века. Особое внимание в
трактате уделяется эффективной, с точки зрения стоящих перед правителем целей,
практике управления ЧР (в нашем современном понимании).
Знаменательными фактами история подтверждает, что проблематика
управления людьми если и не стара как мир, то, как минимум, возникает
приблизительно в одно и тоже время с организацией, как социальным феноменом.
Тысячи лет принципы управления передавались как ценнейшее
тайное знание от поколения к поколению правителей в царствующих династиях. Так
было в древнейших обществах — Шумере, Египте, Вавилоне, Древней Греции и
Древнем Риме. Известно, что жрецы занимались не только религиозной практикой,
но также заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, принимали
активное участие в регулировании бюджета. В результате среди служителей культа сформировался
определенный слой, который профессионально занимался экономическими и управленческими
процедурами: планированием, контролем и учетом. Так, например, в Шумере была
учреждена сложная система учета с периодической отчетностью главному жрецу.
И по сей день многие считают управление искусством, достижение
вершин которого доступно единицам. Распространение знаний, рост уровня
образования позволяют более широкому слою людей успешно осваивать
управленческие навыки. Однако в древнем мире, с его преимущественно
религиозным образованием, возможности глубокого постижения принципов
управленческой деятельности были ограничены. Связь религии и управления
придавала последнему особый оттенок магического, священного действия;
искусства, пути религиозного продвижения к истине.
Сооружение пирамид в Древнем Египте дало сильный толчок
развитию планирования в хозяйственной деятельности и в управлении
человеческими ресурсами. Достаточно сказать, что блоки, из которых строились
пирамиды, весили по две с половиной тонны каждый. Причем изготовлялись они
далеко от места строительства, их перевозка и установка требовали детального
планирования. Да и само управление сотней тысяч рабов, занятых на
строительстве, длившемся более двадцати лет, требовало массы усилий.
Известно также, что при строительстве храма Соломона в Иерусалиме
в начале первого тысячелетия до нашей эры применялась организация труда,
аналогичная вахтенному методу, имеющему сейчас довольно широкое распространение
в добывающей промышленности. Семьдесят тысяч подносчиков и восемьдесят тысяч
каменщиков, труд которых контролировался тремя тысячами надсмотрщиков, после
месяца труда на строительстве храма заменялись и на два месяца распускались по
домам.
Большой вклад в развитие управленческой практики был сделан
в Вавилоне. Прежде всего это относится к Кодексу Хаммурали, в котором 4000 лет
тому назад были юридически оформлены многие вопросы оплаты труда, в том числе
вопросы минимальной заработной платы, контроля и ответственности. Спустя
полторы тысячи лет на текстильных фабриках этой страны стала применяться
прогрессивная система заработной платы, а также система контроля за движением
сырья и материалов, напоминающая современные способы кодирования.
Большое значение для развития современной науки управления
имело философское наследие Древней Греции. В Афинах мы находим истоки
демократии, а в Спарте — тоталитаризм и способы управления, основанные на
жесткой дисциплине, подчинении и систематическом
терроре.
В Спарте, как известно, существовало три сословия:
спартиаты, пириеки и илоты. Спартиаты были потомками завоевателей — дорян;
пириеки и илоты — завоеванных ахейцев. Спариаты правили и воевали, пириеки
занимались ремеслами, илоты — сельским хозяйством. Покоренные народности
платили спартиатам дань и страшно их ненавидели. Спартиатов было девять тысяч
семейств, илотов — в десять раз больше. Все земельные угодия Лаконии были
разделены для спартиатов на девять тысяч равных наделов. Никаких иллюзий
относительно своей безопасности они не питали и практически не расставались с
оружием. Все статуи в Спарте были вооружены, даже статуя богини красоты
Афродиты.
Постоянная опасность заставляла спартиатов искать эффективные
формы организации (прежде всего военной). Именно спартиаты изобрели и
отработали знаменитую фалангу — специальный боевой строй, с помощью которого
Александр Македонский впоследствии завоевал мощные государства и территории,
несоизмеримые с Македонией. Фаланга давала колоссальный эффект в коллективных
боевых действиях.
Соблюдение дисциплины и порядка было в Спарте высшим этическим
и правовым требованием. Покинуть место в строю, чтобы броситься на врага или
бежать, считалось одинаковым преступлением. Спартанец Леоним в бою занес меч
над врагом, но услышал отбой и отдернул меч: «Лучше оставить в живых
врага, чем ослушаться команды». Мальчик Исад убежал на войну и храбро
бился — ему дали венок за храбрость и высекли розами за нарушение дисциплины.
В соответствии с принципами «ликургова строя» все
полноправные граждане Спарты официально именовались «равными». Все
спартиаты, независимо от происхождения и общественного положения, жили в
совершенно одинаковых условиях, как солдаты в казармах, носили одинаковую
простую одежду и ели пищу за общим столом. Практически все пути к накоплению
богатства для граждан этого государства были закрыты. В такой атмосфере
постепенно заглохли, а затем и исчезли поэзия, философия, наука. Экономика
вернулась к стадии натурального хозяйства и продолжила деградировать, Спарта
превратилась в реакционное и крайне агрессивное государство.
Стандарты высокой организации получили свое продолжение в
Древнем Риме. Много проявлений этого можно найти и на Востоке. Сильная
организация и дисциплина были основой побед известных восточных полководцев
Чингисхана и Тимура.
Все образцы управленческой мысли, включая знаменитую систему
территориального управления Диоклехтиана в Древнем Риме и административную
организацию Римской католической церкви, использовавшую принципы функционализма
уже во втором столетии, существенно обогащали практику управления, но
разделялись между собой огромными, в масштабе человеческой жизни, промежутками
времени. Терялись важные детали в осуществлении тех или иных управленческих
процедур, менялись условия, казалось, что прежний опыт уже не имеет никакой
ценности. Однако огромное значение управления и прежде всего управления людьми
осознавалось высшими слоями общества во все времена.
.