ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Вместе со сменой календарной
эры, приходом третьего тысячелетия человечество вступило в новую эпоху,
связанную с глобальными изменениями в экономике, политике, культуре. Масштабная
социальная трансформация, протекающая в России, оказывает противоречивое
влияние на состояние общества. Меняется характер отношений собственности,
разрушена тоталитарная идеология, российское общество стало более открытым
к принятию нравственных ценностей, политического опыта, технологических
инноваций других культур. Однако переход к открытому обществу и его усложнение
сопровождается дезинтегративными явлениями, такими как несогласованность
и противоречивость целей общества и отдельных индивидов; противостояние
различных социальных групп и общественных сил.
Преодоление дезинтеграции в различные исторические периоды
в нашей стране неоднократно осуществлялось в противоборстве, результатом
которого являлась «победа» одной из социальных сил, монополизирующей власть. Государство, становясь орудием «победителей», либо проводило
радикальную перестройку и «внедряло» в общество «новые» ценности, либо,
наоборот, ограждало общество от внешнего влияния и инноваций. Однако
возможен и другой путь преодоления дезинтеграции – согласование социальных
интересов, целей, способов действий отдельных индивидов, социальных групп и
всего общества в процессе социальной рефлексии. Одной из важных задач
социальной рефлексии является разработка механизма согласования целей общества
и целей индивида, способов регуляции обществом устремлений индивидов, что
требует системного изучения специфики функционирования социальных регуляторов,
оказывающих влияние на действия человека.
Социальным институтом, обеспечивающим реализацию функции
согласования целей индивидов и общества, является государство. Именно
государство обеспечивает степень открытости общества внешнему миру, прием новых
социальных ценностей и целевых установок. Государственные служащие, которые
должны профессионально обеспечивать функционирование государства, первыми
сталкиваются с необходимостью освоения этих ценностей и целей,
встречаются с ними, когда еще только формируется механизм их интеграции в
общество. В этом состоит общая причина социальных отклонений в деятельности
государственных служащих. Природу этих отклонений и способы их преодоления
можно понять, рассматривая функционирование регуляторов социального действия
государственных служащих как системную целостность.
Состояние научной разработанности проблемы. Исследование
системы социального действия российского государственного служащего
осуществляется в русле следующих научных направлений: во-первых,
в фундаментальных теориях системного анализа, организации и самоорганизации,
социального управления; во-вторых, в теоретических подходах, нацеленных
на решение прикладных проблем государственного управления, кадровой политики;
в-третьих, особое направление составляют научные работы, посвященные изучению
так называемого «русского вопроса», основная проблема которого заключается
в особенностях взаимоотношений России и мирового сообщества, «путях»
российских реформ, специфике социальных изменений российского общества.
Первое направление – это фундаментальная теоретическая
социологическая база, включающая методологические разработки и подходы к
изучению процессов функционирования, развития, девиации, коллапсов социальных
систем. К первой группе данного направления могут быть отнесены работы,
посвященные теории системного анализа как прошлых лет (начало и середина
ХХ в.), так и современные (последняя треть ХХ в.).
Вторая группа работ этого направления – теоретическое исследование организации
и самоорганизации социальных систем, условий их функционирования.
Второе направление – исследование проблем государственного
управления и кадровой политики, по сути, является конкретизацией первого
направления в обозначенном научном поле. Здесь внимание исследователей
сосредоточено на изучении социальной функции
государства и его кадрового корпуса, их системных характеристик
и специфики, адекватного функционирования и развития, причин девиаций и
аномий. Реализация данного направления требует выработки прикладных
рекомендаций и программ, способных оказать позитивное влияние на деятельность
государственной службы.
Третье направление («русский вопрос») сложилось в XIX в. в дискуссиях «славянофилов»
и «западников», на основе взглядов которых и возникли два подхода в понимании
специфики российского общества. Особенность современной дискуссии по этой
проблеме состоит в стремлении дать научную интерпретацию специфики России
и определить «постоянные» и «переменные» составляющие российского социума.
Особым научным полем, возникающим на пересечении названных
направлений, становится проблема исследования системных координат социума,
задающих ориентиры социального действия индивидам, работающим в сфере
государственной службы. Стержнем данной проблемы является исследование
социального действия государственного служащего, которое одновременно
обусловлено требованиями профессии и социокультурными особенностями.
Специфические подходы к изучению данной проблемы содержатся
в ряде наук. Между тем, ее целостное исследование требует формирования
собственно социологического подхода как междисциплинарного, способного
синтезировать политологическое, экономическое, психологическое,
культурологическое и другие знания. Именно в этом ракурсе важно исследовать
специфику социального действия государственных служащих, оказывающих
управленческое воздействие на общество в целом. Исходя из
этого обозначим основные характеристики исследования.
Объектом исследования является социальное действие
российского индивида в профессиональной сфере государственной службы.
Предметом исследования являются характер и особенности
регуляторов социального действия государственных служащих РФ, система их
функционирования, а также противоречия, возникающие в результате
рассогласования их влияния на деятельность государственного служащего.
Специфика предмета исследования состоит в том, что
социальные действия государственного служащего, с одной стороны, находятся под
влиянием правового поля как требования профессии; а с другой стороны, действия
государственного служащего как представителя определенной социокультурной
общности ориентированы традиционными для этой общности регуляторами.
Основная гипотеза исследования. Стихийное влияние социальных
регуляторов (профессиональных и традиционных) может вызывать девиантные
действия государственных служащих. Однако согласованное
влияние регуляторов создает условия для социальной самоактуализации российского
чиновника. В этой связи необходимо в комплексе исследовать
функционирование этих регуляторов.
Выдвигается положение о том, что основными регуляторами
социального действия, функционирующими как долговременные параметры порядка,
являются организационный, поведенческий и этический. Организационный регулятор
– сложившаяся структура взаимоотношений между индивидами. Российские индивиды
ориентированы создавать иерархическую структуру взаимодействия, что
соответствует организации взаимодействия государственных служащих.
Поведенческий регулятор – типичный способ поведения, сложившийся
в социокультурной общности, который служит ориентиром и настройкой для
индивидов этой общности. Поведенческий регулятор социального действия
российского индивида вступает в противоречие с требованиями профессии,
предъявляемыми к поведению государственного служащего Российской Федерации,
следствием чего является аномийное поведение чиновников. Согласование
требований профессии и поведенческого регулятора достигается под влиянием
этического регулятора. Этический регулятор действует как стройная система норм
и ценностей, задающая структуру социальной значимости потребностей индивидов и
определяющая для них социально приемлемый способ самоактуализации, и, тем
самым, обеспечивает согласование целей человека и общества. В современном
российском обществе этический регулятор не сложился как система, что
способствует возникновению аномии, для преодоления которой требуется создание
стройной этической системы, согласующей цели человека и общества. При
согласованном функционировании организационного, поведенческого и этического
регуляторов создаются условия для социально значимой
самоактуализации индивидов. Способом самоактуализации российского
государственного служащего является «служение» («служебная преданность»).
Исходя из сформулированной гипотезы, определена цель
исследования, которая состоит в разработке концепции системы регуляторов
социального действия российского государственного служащего, как
теоретико-социологического обоснования механизма социального управления
деятельностью государственного служащего. Реализация этой цели требует решения
следующих исследовательских задач:
основываясь на принципах системного
подхода, дать методологический анализ сущности и характера социального
действия, разработать теоретическую модель исследования социального действия
(опирающуюся на последовательный анализ организационного, поведенческого,
этического регуляторов);
исследовать специфику функционирования организационного
регулятора, его соотносимость со структурой взаимодействия индивидов
в профессиональной сфере государственной службы;
изучить функционирование поведенческого регулятора и раскрыть
причины, влияющие как на отклоняющееся, так и на социально приемлемое поведение
государственных служащих;
выявить особенности функционирования этического регулятора,
определить причины нравственных отклонений в деятельности государственных
служащих и разработать оптимальную структуру этических ориентиров, согласующих
их личные и общественные цели;
опираясь на исследование специфики функционирования основных
социальных регуляторов (организационного, поведенческого, этического),
определить оптимальный способ самоактуализации российского государственного
служащего и сформулировать концепцию социального действия чиновника,
учитывающую влияние и социальных регуляторов, и требований профессии, и
инновационных влияний.
Теоретико-методологической основой исследования послужил
системный подход, опирающийся на такие гносеологические принципы, как
диалектика, самоорганизация, структурно-функциональный анализ, историчность,
социальное моделирование. В этой связи познаваемый объект понимается как
саморегулируемая система. Системный подход в наибольшей мере соответствует
цели исследования – разработать концепцию системного функционирования
регуляторов социального действия, которые мотивируют и ориентируют российских
индивидов в их профессиональной деятельности в сфере государственной
службы.
Исследование системы социального действия опирается на труды
основоположников социологии и современных исследователей исходя
из понимания социологического знания как междисциплинарной науки
об обществе и человеке.
Эмпирическую базу исследования составили:
I. Материалы прикладных социологических исследований, в которых
автор выступал в качестве научного руководителя или непосредственного участника:
«Становление и перспективы развития социального
партнерства». Экспертный опрос кафедры «Государственная служба и кадровая
политика» РАГС (руководитель – д-р социол. наук К.О. Магомедов). Опрошено
82 эксперта (апрель 2001 г.,
Москва). Индекс СПР-01.
«Оценка состояния теоретических основ государственной
кадровой политики и формирования кадрового корпуса государственных служащих в
федеральных органах исполнительной власти». Социологический опрос населения,
государственных служащих и экспертов проведен кафедрой «Государственная служба
и кадровая политика» РАГС (руководитель – д-р социол. наук, проф. А.И.
Турчинов). Опрошено: населения – 1434 чел., государственных
служащих – 1183 чел., экспертов – 90 чел. Выборка репрезентативна по
полу, возрасту и роду деятельности (март 2001 г., Москва). Индекс ГКПИВ-01.
«Система идеалов и норм государственных и муниципальных
служащих Удмуртии». Экспертный опрос управляющих делами, руководителей кадровых
служб муниципальных администраций и республиканских государственных органов
Удмуртской Республики проведен Удмуртским институтом государственной и
муниципальной службы (руководитель – канд. филос. наук, доц. Н.Л.
Захаров). Опрошено 112 экспертов (февраль 2001 г., Ижевск). Индекс
ИНГ-01.
«Мотивация труда работников промышленных предприятий
Удмуртии». Социологический опрос проведен Институтом
экономики, финансов и управления Ижевского государственного технического
университета (руководители: канд. филос. наук, доц. Н.Л. Захаров; канд.
экон. наук, доц. А.Л. Кузнецов). Опрошено 1017 работников
предприятий Удмуртии. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и роду
деятельности (октябрь 1998 г.,
Ижевск). Индекс МРП-98.
«Мотивы к труду, настроения и аномийные формы поведения
работников предприятий». Социологическое исследование по
программе автора (руководитель – канд. филос. наук, доц. Н.Л. Захаров),
состоящее из трех этапов: вторичный анализ материалов социологического
исследования «Мотивация труда работников промышленных предприятий Удмуртии»;
фокус-группа, структура которой пропорциональна типам предприятий и возрасту
работников (количество участников – 29 чел.); социальный эксперимент,
проведенный на трех предприятиях (1998 – 2000 гг., Ижевск). Индекс
МА-00.
«Исследование состояния малого предпринимательства
в России (на примере Удмуртской Республики)» – проект TACIS SME/9303. Социологическое исследование «Школы бизнеса» ИжГТУ (руководители:
канд. филос. наук, доц. Н.Л. Захаров, канд. экон. наук А.П. Чувыгин.),
состоящее из трех этапов: пилотажное экспертное интервью с 20 экспертами
(государственными и муниципальными служащими, взаимодействующими по служебным
обязанностям с малым бизнесом); анализ документов о состоянии проблем
малого бизнеса в Удмуртии; опрос руководителей малых предприятий.
Опрошено 153 респондента, выборка репрезентативна по видам деятельности (1995 г., Ижевск). Индекс
TACIS-95.
«Российский характер в представлении иностранцев».
Контент-анализ высказываний иностранцев проведен по программе автора
(руководитель – канд. филос. наук, доц. Н.Л. Захаров). Зафиксировано 3139
высказываний в публикациях периодической печати (69 изданий, включающих 48
изданий центральной прессы, в том числе «Коммерсант», «Эксперт», «Профиль» и
др., и 21 региональное издание, 1997 – 1998 гг., Ижевск). Индекс РХИ-98;
«Ценностные ориентации и регулятивные нормы жителей Удмуртии».
Социологический опрос проведен по программе автора (руководитель – канд. филос.
наук, доц. Н.Л. Захаров). Опрошено 1113 респондентов. Выборка
репрезентативна по полу и возрасту (ноябрь 1999 г., Ижевск). Индекс
ЦНЖ-99.
II. Социологические исследования, использованные для
вторичного анализа:
«Нравственные основы государственной службы».
Социологическое исследование кафедры «Государственная служба и кадровая
политика» РАГС (руководители: д-р социол. наук, проф. Е.В. Охотский, д-р
филос. наук, проф. В.М. Соколов). Опрошено 1211 жителей 14 регионов Российской
Федерации, 1145 государственных служащих и 48 экспертов, представляющих 12
федеральных органов государственной власти и 14 субъектов РФ. Выборка
репрезентативна по полу, возрасту, стажу работы и занимаемой должности
(октябрь – ноябрь 1997 г.,
Москва). Индекс НО-97.
«Карьерная стратегия и служебная тактика в системе
государственной службы». Социологическое исследование кафедры «Государственная
служба и кадровая политика» РАГС (руководитель – проф. В.Л. Романов). Опрошено
952 респондента (740 государственных служащих и 212 экспертов) в 8 российских
министерствах и ведомствах, законодательных органах и 7 регионах РФ.
Выборка репрезентативна по полу, возрасту и занимаемым должностям
(сентябрь – октябрь 1996 г.,
Москва). Индекс КС-96.
«Кадровые проблемы государственных учреждений в оценке
руководителей кадровых служб федеральных ведомств». Экспертный опрос кафедры
«Государственная служба и кадровая политика» РАГС (руководитель – д-р социол.
наук, проф. Е.В. Охотский). Опрошено 52 руководителя кадровых служб федеральных
министерств и ведомств (февраль – март 1997 г., Москва). Индекс КАДР-97.
«Государственная служба и государственные служащие глазами
населения» (руководитель – канд. филос. наук, доц. К.О. Магомедов). Опрошено
1254 человека в 12 регионах России. Выборка репрезентативна по полу, возрасту,
стажу работы и занимаемой должности (сентябрь – октябрь 1999 г., Москва). Индекс
ГСГН-99.
«Организационная культура государственной службы».
Социологическое исследование кафедры «Государственная служба и кадровая
политика» РАГС (руководитель – проф. В.Л. Романов). Опрошено 1250
государственных служащих в 11 федеральных министерствах, ведомствах,
законодательных и судебных органах государственной власти в 12 регионах
РФ. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и занимаемой должности (октябрь
– ноябрь 1999 г.,
Москва). Индекс ОК-99.
III. Источником информации послужил также научный и управленческий
опыт автора, приобретенный в ходе работы руководителем структурных
подразделений, консультантом, экспертом на предприятиях и в органах
государственной власти Удмуртии, а также в процессе научных стажировок по
программам TACIS (ФРГ, май 1995
г.) и Морозовского проекта (США, сентябрь 1995 г.).
При выполнении данного исследования проанализированы
результаты социологических опросов, наблюдений, официальной статистики на
федеральном и региональном уровне.
Основные научные результаты и новизна. В диссертационной
работе на основе системного социологического исследования автор выдвигает
концепцию социального действия российского государственного служащего,
содержащую следующие научно обоснованные положения, обладающие новизной и
выносимые автором на защиту.
Система социального действия, будучи
изменчивой, имеет постоянные структурные компоненты – социальные регуляторы
(организационный, поведенческий, этический), функционирующие как долговременные
параметры порядка.
Сформулирован подход, согласно которому одним из важнейших
регуляторов социального действия является организационный. Индивиды в процессе
самоорганизации создают структуру взаимодействия, что наблюдается, в частности,
в практике государственной службы Российской Федерации. Исходя
из этого делаются выводы:
«плюрализм» и «иерархия» рассматриваются как основные структуры
взаимодействия индивидов. Форма управления, как правило, соответствует основной
структуре взаимодействия. Существенным признаком плюралистического управления
является взаимоконтроль участников взаимодействия. Существенный
признак иерархии – контроль управляющего центра;
определено, что форма социального управления в целом
и государственного в частности обусловлена, во-первых, структурой
самоорганизации первичных общностей, а во-вторых, спецификой генезиса социума,
в процессе которого осуществлялся подбор наиболее адекватной формы управления;
в результате социологического анализа установлено, что
взаимодействие российских государственных служащих и механизм российского
государственного управления находятся под влиянием социального регулятора
иерархической самоорганизации.
На основе социологического анализа исследовано
функционирование другого значимого социального регулятора – поведенческого. При
этом появилась возможность:
определить, что сложившиеся в ходе исторически длительной, однообразной
хозяйственной деятельности стереотипы массового поведения людей приобретают
качество социального регулятора и настраивают отдельных индивидов действовать
однотипным образом;
обосновать положение о том, что поведенческий регулятор
российских индивидов, включая государственных служащих, направляет их на
импульсивные и коллективные действия;
выявить, что причины социальных отклонений в поведении
государственных служащих заключаются в том, что социальный регулятор поведения
российского индивида вступает в противоречие с профессиональными
требованиями к деятельности государственного служащего;
как способ преодоления этих отклонений предложена
идеальная поведенческая модель согласования типичных черт характера,
регулирующих действия государственного служащего как российского индивида с
требованиями профессии. Данная модель включает следующие элементы:
ценностно-рациональная мотивация; механизм управления индивидами, настроенными
на коллективизм; правовое нормирование, согласованное с традиционно сложившимся
принципом следования образцу поведения лидера.
Разработана социологическая концепция этического строя как
социального регулятора, обеспечивающего согласование целей индивида и социума.
Концепция опирается на следующие обоснованные положения:
этический строй определяет структуру социальной значимости
потребностей; высшей потребностью, на удовлетворение которой этически
ориентирован российский индивид, является самоактуализация в коллективном
взаимодействии;
на основании эмпирических исследований определена
оптимальная структура этических ориентиров государственного служащего как
теоретико-социологический опыт согласования противоречивых нравственных
ориентиров, действующих в социальной среде государственной службы. Данная
структура включает следующие элементы: идеал служения (как социальная цель
деятельности); принципы добросовестного профессионального труда (как идеальные
нормы деятельности); личные цели индивида, обеспечивающие его самоактуализацию
и ориентированные на идеал и идеальные нормы; инструментальные нормы поведения
(как бытовые устои взаимодействия людей в процессе повседневной деятельности),
с помощью которых достигаются цели личности и общества, основанные на
согласовании требований профессии и сложившихся стереотипов поведения.
На основании системного анализа функционирования социальных
регуляторов (организационного, поведенческого и этического) определено, что
следствием согласованного функционирования социальных регуляторов является
самоактуализация российского чиновника в «служении». Это позволило разработать
концепцию социального действия российского государственного служащего. Данная
концепция основана, с одной стороны, на учете влияния основных социальных
регуляторов, а с другой – профессиональных условий и требований к деятельности
государственных служащих и представляет собой результат мыслительных опытов и
практических попыток согласования индивидуальных целей государственных служащих
с миссией государственной службы.
Апробация и
внедрение результатов исследования. Основные результаты диссертации
опубликованы в монографиях «Специфика социальной системы России», «Социальные
регуляторы деятельности российского государственного служащего» и научных
статьях автора. Основные идеи и отдельные положения докладывались автором и
обсуждались на конференциях и семинарах:
Международная научно-практическая конференция
«Реформирование государственной службы в России: проблемы и пути
их решения» (Екатеринбург, ноябрь 2001 г.);
II Международная конференция «Россия: тенденции, перспективы
развития» (Москва, ИНИОН РАН, декабрь 2001 г.);
Международный семинар «Европейская хартия о местном
самоуправлении» (Москва, ноябрь 2001
г.);
Международный семинар «Бизнес и власть» по программе TACIS в
университете Euro Education (ФРГ, Хемниц, май 1995 г.);
Муниципальный форум (Москва, ноябрь 2001 г.);
Всероссийская научно-практическая конференция «Российская
государственность: уровни власти» (Ижевск, апрель 2001 г.);
Региональный научно-практический семинар «Социальные
конфликты: роль органов власти и общественно-политических сил
в их регулировании» (Екатеринбург, октябрь 1992 г.);
Региональная научно-практическая конференция «Становление и
развитие местного самоуправления в Челябинской области» (Челябинск, ноябрь 2001 г.);
Методологический семинар в Российской академии
государственной службы при Президенте РФ (Москва, июнь 2001 г.);
ХХХII научно-техническая
конференция ИжГТУ (Ижевск, апрель 2000 г.);
Ежегодно действующий семинар аспирантов и докторантов
кафедры «Менеджмент» ИжГТУ (1997 – 2000 гг.).
Материалы диссертации использованы при
разработке стратегии кадровой политики и программ Министерства экономики
Удмуртской Республики (1993 г.),
Государственного комитета Удмуртской Республики по предпринимательству (1996 –
2000 гг.), аппарата Президента и Правительства Удмуртской Республики и др. На
основе материалов диссертации была разработана и передана Правительству
Удмуртской Республики методика оценки деятельности государственных и
муниципальных служащих.
Практическая реализация результатов исследований,
опирающихся на концепцию специфики социального действия российского индивида,
государственных и муниципальных служащих осуществлялась при подготовке
следующих документов: «Концепция развития малого
предпринимательства в Удмуртской Республике до 2005 года»; «Программа
государственной поддержки малого предпринимательства в Удмуртской
Республике на 1996 год»; «Государственная программа поддержки малого предпринимательства
в Удмуртской Республике на 1997 год»; «Государственная программа поддержки
малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 1998 год»; проект
«Государственная программа социально-экономического развития Удмуртии до 2005
года».
Материалы исследования использованы в
учебном процессе Ижевского государственного технического университета,
Ижевского филиала Уральской академии государственной службы в курсах «Основы
социального прогнозирования», «Социология управления», «Специфические особенности
построения рекламной кампании в России», «Особенности управления персоналом в
российской организации» и др.
Структура диссертационной работы определена целью и основными
задачами исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, включающих
пятнадцать параграфов, заключения, библиографического списка.
.