2.2.6 Матрица Бостонской консультативной группы :: vuzlib.su

2.2.6 Матрица Бостонской консультативной группы :: vuzlib.su

104
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


2.2.6 Матрица Бостонской консультативной группы

.

2.2.6 Матрица
Бостонской консультативной группы

Матрица,
предложенная Бостонской консультативной группой (БКГ), приведенная на рис.
2.2.5
, представляет собой удобный прием сопоставления различных СЗХ, в
которых работает фирма.

БКГ предложила
использовать для определения перспектив (см. рис.
2.2.4)
один-единственный показатель — рост объема спроса. Он задает размер
матрицы по вертикали. Размер по горизонтали — соотношение доли рынка,
принадлежащей фирме, и доли рынка, принадлежащей ее ведущему конкуренту. По
мнению БКГ, это соотношение определяет сравнительные конкурентные позиции фирмы
в будущем.

Для каждой СЗХ
делается оценка будущих темпов роста, подсчитываются доли рынка и полученные
данные вписываются в соответствующие клетки (см. рис.
2.2.5
).

Для удобства можно
изобразить каждую СЗХ в виде круга, диаметр которого будет пропорционален
ожидаемым размерам спроса. Затененным сегментом внутри круга обозначим ту долю
рынка, которую фирма собирается захватить. Рядом можно записать дополнительную
информацию: ожидаемый удельный вес данной СЗХ в объеме продаж и сумме прибылей
фирмы. Получится диаграмма разброса, которая позволит получить достаточно
полное представление о делах фирмы.

Диаграмма БКГ
предлагает следующий набор решений о Дальнейшей деятельности фирмы в
соответствующих хозяйственных зонах:


«звезды» оберегать и укреплять;


по возможности избавляться от «собак», если нет веских причин для того, чтобы
их сохранять;


для «дойных коров» необходим жесткий контроль капиталовложений и передача
избытка денежной выручки под контроль высшего руководства фирмы;


«дикие кошки» подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли
они при известных капиталовложениях превратиться в «звезды».

Пунктирная линия
показывает, что «дикие кошки» могут стать «звездами», а «звезды» в дальнейшем,
с приходом неизбежной зрелости, превратятся в «собак». Сплошная линия
показывает перераспределение средств от «дойных коров».

Таким образом,
матрица помогает выполнению двух функций: принятию решений о намеченных
позициях на рынке и распределению стратегических денежных средств между СЗХ в
будущем. Практикаиспользования матрицы БКГ показала, что она весьма полезна при
выборе между различными зонами хозяйствования, определениистратегических
позиций, а также для распределения стратегических ресурсов на ближайшую
перспективу. Но опыт также показал, что матрица БКГ применима лишь при весьма
специфических условиях.

1.
Дальнейшие перспективы всех СЗХ, выработанных фирмой, должны быть соизмеримы
при помощи показателя темпов роста. Это справедливо для тех случаев, когда
можно ожидать, что данная СЗХ в обозримом будущем останется в той же фазе
жизненного цикла, а ожидаемый уровень нестабильности невысок, иначе говоря,
процесс роста не будет искажен в силу каких-то непредвиденных процессов. Но в
том случае, когда в обозримом будущем ожидается смена фаз жизненного цикла и
(или) значительная дестабилизация условий, измерение перспектив при помощи
только лишь показателя роста дает результаты не только неточные, но и опасные.

2.
Внутри данной СЗХ развитие конкуренции должно идти таким образом, чтобы для
определения прочности позиций фирмы как конкурента было достаточно одного
показателя — относительной доли рынка. Это справедливо для фазы G2 при
условиях, что технология стабильна, спрос растет быстрее предложения и
конкуренция не слишком остра. Но когда эти условия отсутствуют и (или) данная
область деятельности находится в фазах G2 или M, успешную конкуренцию следует
вести, опираясь не на долю рынка, а главным образом на другие факторы. Примером
из недавней практики может служить утрата фирмой «Дженерал Моторз»
главенствующих позиций на рынке в результате перехода на технологию выпуска
небольших автомобилей.

Из приведенных
выше замечаний следует вывод: перед тем, как обращаться к матрице БКГ, важно
убедиться в том, что рост объема деятельности может быть надежным измерителем
перспектив и что относительные позиции фирмы в конкуренции можно определить по
ее доле на рынке. Если эти условия выдерживаются, то Бостонская матрица хороша
своей простотой и удобна в качестве инструмента для анализа того набора видов
деятельности, которым располагает фирма.

Если же
перспективы и условия конкуренции сложнее, то двухмерная матрица должна быть
дополнена более сложными инструментами оценки. Темпы роста следует заменить
концепцией привлекательности СЗХ, а вместо относительной доли рынка придется
пользоваться понятием будущих конкурентных позиций, фирмы. Мы покажем, как
делать эти новые виды оценок, в следующем параграфе, а затем используем их в
более сложном, варианте данной матрицы.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяЦенные банкноты
    Следующая статьяИ. В. ГЁТЕ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ