Приложение 4. :: vuzlib.su

Приложение 4. :: vuzlib.su

85
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Приложение 4.

.

Приложение 4.

Ноосферный путь развития

Ноосферное развитие может базироваться только на глубоком
осозна­нии мировым сообществом в целом, отдельным народом того, что Человек
является частью Природы и должен подчиняться ее законам, а не переде­лывать ее
сообразно своему усмотрению, нередко явно несовершенному.

Итогом развития человеческой цивилизации к концу второго
тысячеле­тия стал глобальный системный кризис.

В сфере экономики усиливается разбалансированность между
ростом общих объемов финансовых средств и производством товарной массы
продукции. Углубляется процесс социальной поляризации внутри социаль­ной
системы развитых стран. Об этом говорят многочисленные данные в отечественных и
зарубежных источниках информации.

Особой остроты достиг в XX в. кризис духовности: «Закон
Европы» (О. Шпенглер), девальвация этических норм, «Аномия» (Р.
Мертон), разложение моральных ценностей, превращение их в «красивые
речевые реакции», «пудру и румяна» (П. Сорокин), маскирующие
эгоистическое потребление, непомерные материальные интересы, жажду власти,
принци­пы двойной морали, силового давления, «сверхнационализма» (О.
Тоффлер).

С особой остротой эта кризисная ситуация проявилась в России
в результате очередного передела собственности, тотального обнищания большой
части населения. Рыночные реформы сопровождаются распадом не только
хозяйственной системы, но и устойчивых социальных связей, утратой духовных
ценностей, подавлением активности сознания людей.

Поэтому поиск новой парадигмы для развития всего мира —
задача первостепенной значимости, для России в особенности. Народ России, его
политическая элита в первую очередь должны осознать простую истину — без
сохранения Природы невозможно продолжение Человечества. Уничто­жая ее, мы тем
самым уничтожаем свое будущее. Этому преступлению нет оправдания.

«Мать у нас одна, и имя ей — Природа, нет преступления
более позорного и караемого более жестоко, чем убийство собственной матери, и
нашим наказанием будет мучительная смерть наших детей и внуков», — писал
В. Хижняк (Набат. 1991. № 30).

Сегодня неизбежно вхождение планеты Земля в новую эпоху —
ноосферную, но прежде всего это необходимо сделать России.

Ей в силу целого ряда исторических и социальных
обстоятельств легче сменить мировоззрение и идеологические принципы потребления
и безду­ховности на приоритетные — качества жизни, разумного удовлетворения
естественных, а не безудержных потребностей.

России необходимо, но и легче сегодня стать на путь
ноосферного развития, чем любой другой стране. Во-первых, сама идея ноосферного
развития принадлежит российским ученым. Это неслучайно. Веками рос­сийский
образ жизни был природосообразным, что определяло образ мыслей народа,
интеллигенции, например российских космистов.

Здесь имеются огромные природные ресурсы, которые позволяют
со­здать технологии их разумного и рационального использования, маневри­ровать
ресурсами, используя информационные, интеллектуальные ресур­сы, постепенно
сокращая варварскую эксплуатацию природных запасов России.

Таким образом Россия может перейти на ноосферную доктрину
выжи­вания всего человечества, собственного в первую очередь, обеспечить
механизм ее запуска, постепенно наращивая технологии сохранения рав­новесия
между возможностями биосферы и потребностями населения в удовлетворении
жизненных благ.

Постепенно сохранение этого баланса станет основным законом
не только России, но и всей цивилизации XXI в.

Для этого необходимо утверждение социальной инноватики и
соответ­ствующих современных технологий во всех сферах общественной жизни:
экономической, социальной, политической и духовной. Но поворот к ноосферной
цивилизации начнется с коренных изменений в духовной жизни, со становления
ноосферного сознания и мышления. Процесс инновирования сознания начался с разработки
концепции устойчивого разви­тия, которая восходит к исследованиям элитарных
ученых — членов Римского клуба.

В российской науке сформировалось свое понимание ноосферной
кон­цепции, разрабатываются инновационные технологии реализации ноосфер­ного
пути как в сфере экономики, организации социальной жизни, так и в области
инновирования народного образования.

Конструктивная часть концепции разрабатывается с учетом
русского космизма, традиционных принципов народной культуры, соборности, кор­поратизма,
восходящих к общинному типу отношений и общественного производства.

Особенно следует подчеркнуть, что в российской науке
появляются такие биоадекватные технологии (техники, методики, учебники),
которые позволяют формировать целостное мышление, гармоническое восприятие мира
и единства духовного и материального, человека и природы в космическом
пространстве и измерении.

Важно отметить, что такой гармонический тип отношений в
социокуль-турной сфере основывается на: базовой форме общественной жизни
российского народа (общине); первобытном демократизме отношений (народ­ное
вече); природосообразном образе жизни и деятельности россиян на протяжении
столетий.

Именно на этой фундаментальной основе возможны современные
соци­альные инновации — прежде всего появление ноосферного сознания, ноосферной
идеологии и утверждение соответствующего им образа жизни, особой цивилизации —
ноосферной.

Она имеет глубокие корни в русской народной культуре, в
концепциях развития нового уровня: всеединства, корпоратизма, российского
космиз­ма, ценностной картины мира и др.

Ясно, что истоки ноосферной идеологии, русского космизма
уходят своими корнями в глубинные пласты народной культуры и лежат в основе
формирующейся ныне новой парадигмы общественного развития России и всего мира.

В ее основе должны лежать принципы гармонии, и не
дисгармонии. Дисгармония ведет к недооценке, игнорированию исторического
прошлого, его уроков, что стимулирует крупные ошибки в прогнозировании,
введении инновационных изменений, порождает неустойчивость, катастрофичность
развития.

В эпоху системного кризиса современной цивилизации нет
другого выхода из него, кроме включения творческих разумных начал в современ­ное
распознавание и блокирование возникающих все новых, непредсказу­емых угроз человечеству.
Необходимо обращение к истокам народной культуры, которые создавали бы условия
для перехода к более современ­ной, гармонической эпохе нового синтеза, которая
сегодня, наконец, может возникнуть, — или гибель человечества в ближайшем
будущем неизбежна. Одна из основных причин надвигающейся катастрофы, как
отмечалось в «Повестке дня на XXI в.», принятой конференцией в
Рио-де-Жанейро в 1992 г., заключается в структуре производства и потребления, в
преступной расточительности небольшой группы развитых стран, богатой части чело­вечества.
Социальный эгоизм развитых стран, использующий в этих целях сокращение
финансовых и информационных технологий разрушения, встречает все более
целенаправленный отпор развивающегося мира, кото­рый не желает быть жертвой
такой политики. Ясно, что на пути реализации такой доктрины мир ждут социальные
взрывы и катастрофы экологичес­кого и социального типа. В условиях глобализации
общественного развития экологические реформы входят в противоречие с интересами
транснацио­нальных корпораций, которые препятствуют введению эконалога, разум­ному
потреблению сырья по более дорогостоящим расценкам, способным ликвидировать
диспаритет цен. Цивилизация, процветающая ценой жизни миллиардов людей,
варварского разрушения природы, наращивания раз­рушительных тенденций,
закрывает цивилизационные выходы из грозящей катастрофы, исчерпала себя и
требует замены. Альтернативой ей становит­ся цивилизация ноосферного развития,
которой присущ, как показывает исторический опыт, корпоративный способ хозяйствования.
Он подключа­ет миллиарды людей к процессу владения, распоряжения и пользования
собственностью, что всегда лежало и будет лежать в основе справедливой
социальной организации.

Россия имеет все основания достойно ответить на грозные
вызовы времени. Это необходимо ей для защиты национальных интересов и
сохранения своей духовной сущности. Защищая свое отечество, Россия дважды за
последние два столетия спасла мир от претендентов на мировое господство. Она и
сегодня может оказать себе и человечеству неоценимую помощь в переходе к
ноосферной цивилизации. Россиянам только необхо­димо вернуть веру в свою
страну, в ее будущее. Для этого в России имеются все необходимые предпосылки:
высокий научный потенциал; огромные природные ресурсы; нетронутые хозяйственной
деятельностью территории; природосообразный образ жизни и соответствующая ему
многовековая культура. Поэтому в ноосферном переходе роль богатого культурно,
генетически, природно-исторически евразийского этноса России нельзя
недооценивать. Российская культура, которая сформировалась с участием всех
европейских народов, создавшая в своих недрах учение о ноосфере, может стать
первотолчком, запускающим источником становления новой цивилизации для всех
землян — ноосферно-корпоративной, для России прежде всего.

Российской академией естественных наук разработана концепция
такой доктрины; технологии ее реализации и практического запуска предлагают­ся
Академией социальных технологий и местного самоуправления.

Сегодня ноосферные проекты и технологии пробивают себе
дорогу, несмотря на инновационный консерватизм в обществе и в субъектах власти.
Поэтому задача формирования ноосферной и корпоративной культуры, ноосферного и
корпоративного мировоззрения — одна из центральных в области социальной
инноватики, которая призвана создать новую генера­цию управленцев, способных
ответить на вызовы XXI в. Решение этих задач невозможно без инновирования
местных сообществ, где проживает большая часть людей. Каждое местное сообщество
независимо от его природно-географического и иного расположения обеспечивает
себя необ­ходимой энергией, водой, продуктами питания, словом, теми жизненными
силами, которые способны обеспечить достойный образ жизни своим гражданам.
Сегодня каждый дом, семья экологически, информационно связаны с любым культурным
и административным центром Земли, от энергии этих миров во многом будет
зависеть этнокультурное развитие страны и всего человечества.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ