6. 6. ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ :: vuzlib.su

6. 6. ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ :: vuzlib.su

101
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


6. 6. ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ

.

6. 6. ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ И
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ

Одним из наиболее важных показателей
статистики потребле­ния населения и в целом уровня жизни является
потребительский бюджет как интегральный социальный норматив потребле­ния
населением потребительских товаров и услуг.

Различают минимальный и рациональный
потребительские бюджеты.

Минимальный потребительский бюджет
определяет мини­мально допустимый уровень потребления человеком товаров и
услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологиче­ских,
социально-культурных и иных его потребностей. Конечно, его величина различна в
зависимости от пола и возраста человека, природно-климатических условий
проживания, но всегда — это га­рантированный уровень минимального потребления
для члена об­щества. В отличие от физиологического минимума размер этого
бюджета динамичен как по сумме, так и структуре включаемых товаров и услуг. И
то, и другое во многом обусловлено общим уровнем жизни населения, экономическим
развитием общества и потребностями самого человека. Обычно минимальный потре­бительский
бюджет включает продукты питания по наиболее ни­зким ценам, дешевую обувь и
одежду, минимум услуг. Однако всегда должен соблюдаться минимально допустимый
стандарт потребления, обусловленный минимальными его нормами.

Существуют следующие подходы к
определению и измере­нию минимального потребительского бюджета: абсолютный, от­носительный,
субъективный. При абсолютном подходе рассчиты­вается величина прожиточного
минимума как стоимостной оценки основных потребностей, которые устанавливаются
нормативным методом с помощью научно разработанных нормативов потребле­ния. При
относительном подходе определяется минимальный по­требительский бюджет (МПБ)
статистическим методом исходя из фактически сложившегося потребления в
домохозяйствах с низки­ми доходами. При субъективном подходе уровень низких
доходов находится путем опроса общественного мнения.

Порядок измерения прожиточного
минимума (ПМ) и мини­мального потребительского бюджета (МПБ) включает:

• разработку потребительской
корзины, представляющей собой перечень товаров и услуг, необходимых для удовле­творения
минимальных потребностей;

• определение весовых коэффициентов
для каждого товара или услуги в составе потребительской корзины ();

• вычисление стоимости
потребительской корзины на осно­ве ежемесячной регистрации цен на товары и
тарифов на услуги ();

• формирование структуры
прожиточного минимума или ми­нимального потребительского бюджета, т. е.
соотношения в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и
услуг;

• нахождение величины ПМ или МПБ.

Измерение ПМ или МПБ представляет
собой комбинирован­ный расчет, выполняемый рядом министерств. Разработкой нор­мативов
питания занимается Академия медицинских наук РФ; расчетами стоимости
потребительской корзины — Госкомстат РФ, а определением ПМ — Министерство труда
и социального развития РФ. Регулярные расчеты прожиточного минимума в России ве­дутся
с 1992 г. Первоначально потребительская корзина включала 19 продуктов питания
(до1997г.) и 25 (с1997г. по настоящее время). В феврале 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины
для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской
Федерации и в субъектах Российской Федерации, в которых, кроме
продовольственной корзины из 31 продукта пи­тания, предусмотрены минимальные
наборы непродовольственных товаров и услуг. Состав минимального набора
определяется с учетом:

• научных рекомендаций по
минимальным объемам потреб­ления товаров и услуг, необходимых для сохранения
здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

• фактического объема потребления в
малоимущих семьях;

• состава населения, размера и
структуры семей и уровня доходов;

• объективных различий в потреблении
в субъектах РФ, оп­ределяемых природно-климатическими условиями, наци­ональными
традициями и местными особенностями.

Сопоставим химический состав и
энергетическую ценность минимального набора продуктов питания в действующей (25
на­именований) и новой (31 наименование) продовольственной корзины для мужчины
в трудоспособном возрасте (табл. 6.4).

По химическому составу качество
минимальной продоволь­ственной корзины ухудшилось, хотя энергетическая ценность
воз­росла. Минимальный набор продуктов питания в сравниваемых продовольственных
корзинах изменился незначительно (табл. 6.5).

Таблица 6.4

Состав и энергетическая ценность
продовольственной корзины для мужчины я трудоспособном возрасте

Продовольственная

корзина

Белки, г в сутки

Жиры, г

в сутки

Углеводы, г

в сутки

Энергетическая

ценность, ккал,

в сутки

25 наименований    

88.7

64,1

441.2

2720,4

31 наименование

88

69

437

2730

В соответствии с действующей
методикой определяется стои­мость набора из 25 основных продуктов питания,
которая в расчете на январь месяц на человека составила: в 1996г —209,4 тыс.
руб., в 1997—229.2, в 1998 — 241,45 тыс. руб.. в 1999 — 476.33 руб., в 2000 г. — 574,26 руб. Стоимость такого набора соответствует в среднем 68,3% прожиточного минимума.
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц была равна:
в 1992г.—1,9 тыс. руб., в 1993—20,6, в 1994 — 87, в 1995 — 264, в 1996— 369, в
1997— 411 тыс. руб., в 1998—493руб., в 1999 г -908 руб.

Таблица 6.5

Состав продовольственной корзины

№ п/п

Продукт

Минимальная норма среднедушевого
потребления, кг в год

по действующей методике (25
наименований)

по новой методике (33
наименования)

1

Бобовые

7,3

2

Мука пшеничная

19,5

20

3

Рис

3,7

5

4

Другие крупы, кроме риса

9,8

6

5

Хлеб пшеничный

62,9

75

6

Хлеб ржаной

68,7

115

7

Макаронные изделия

5,2

6

8

Картофель

124,2

150

9

Капуста

27,9

35

10

Огурцы и помидоры,

свежие и соленые

1,8

11

Столовые корнеплоды

37,5

35

12

Прочие овощи

28,4

20

13

Фрукты

19,4

18,6

14

Сахар

20,7

20

15

Конфеты

0,7

16

Печенье

0,7

17

Говядина

8,4

15

Колбаса полукопченая

0,35

Колбаса вареная

0.46

18

Баранина

1,8

19

Свинина

4

20

Мясо птицы

17,5

14

21

Рыба

11,7

14

22

Сельдь

0,7

23

Молокой кефир

123,1

110

24

Сметана

1,6

1,8

25

Масло животное

2,5

1,8

26

Творог

9,9

10

27

Сыр

2,3

2,5

28

Яйца (шт.)

151

180

29

Маргарин

3,9

6

30

Масло растительное

6,4

7

31

Соль

3,65

32

Чай

0,5

13

Специи

0,73

Примечание. — Перечень продуктов
по действующей методи­ке при веден в среднем на душу населения; по новой
методике—в среднем на мужчину трудоспособного возраста.

Минимальные наборы разработаны по
основным социально-демографическим группам населения:

• трудоспособное население — мужчины
в возрасте 16—59 лет и женщины в возрасте 16—54 лет, за исключением нерабо­тающих
инвалидов I и II групп этого возраста (две группы);

• пенсионеры — мужчины в возрасте от
60 лет и женщины от 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности
(одна группа);

• дети в возрасте от 0 до 6 лет и в
возрасте от 7 до 15 лет. Нормативы потребления продуктов питания в минимальной
потребительской корзине дифференцированы по природно-климатическим зонам. По
действующей методике таких зон 8, по но­вой — 16.

По действующей методике определения
прожиточного мини­мума определяется лишь минимальная продуктовая корзина и в
процентах к ней вычисляется структура прожиточного минимума, включающая: 68,3%
— расходы на питание, 19,1 — на непродо­вольственные товары, 7,4 — на услуги,
5,2% — налоги и платежи.

Расходы на непродуктовую часть
прожиточного минимума опреде­ляются по отношению к продовольственной корзине.

Новой методикой предусмотрен не
только минимальный на­бор продуктовой корзины, но и впервые разработаны
минималь­ные наборы непродовольственных товаров и услуг. Минимальный набор
непродовольственных товаров представлен непродоволь­ственными товарами
индивидуального пользования (одежда, обувь и школьно-письменные товары для
детей) и общесемейного пользования (постельное белье, предметы первой необходимо­сти,
санитарии и лекарства, товары культурно-бытового и хозяй­ственного назначения).
Минимальный набор платных услуг вклю­чает жилищно-коммунальные, транспортные и
другие виды услуг. Минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг
дифференцированы по трем природно-климатическим зонам с клима­том: холодным и
резко континентальным; умеренным; теплым.

Потребительские бюджеты (особенно
минимальные) широко используются за рубежом. В США особое место среди потреби­тельских
бюджетов занимает бюджет Геллера, характеризующий «общепринятый уровень
жизни», основанный на наборе тех товаров и услуг, которые общественное
мнение считает в данное время необходимыми для здоровой и достаточно комфортной
жизни. Поэтому размеры этого бюджета существенно превышают сред­ний уровень
потребления страны.

Рациональный потребительский бюджет
отражает потребле­ние товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предме­тами
культурно-бытового и хозяйственного назначения в соот­ветствии с научно
обоснованными нормами и нормативами удовлетворения рациональных (разумных)
потребностей человека. Этот социальный норматив, ориентированный на действитель­ную
общественную полезность, есть важнейший критерий оценки достигнутого в обществе
уровня потребления, соответствия между сложившейся и рациональной его
структурой. Таковой для наших условий может быть следующая структура: продукты
питания не должны превышать 30%, непродовольственные товары — 47% (из них
ткани, одежда, обувь — 20%; мебель, предметы культуры и быта — 18%; прочие
товары — 9%) и все услуги — 23%. Фактиче­ская структура потребления населения
далека от рациональной.

Первые варианты рациональных
бюджетов появились в Научно-исследовательском экономическом институте НИЭИ при
Госплане СССР в конце 50-х — начале 60-х гг. Их разработка основывалась на двух
методологических принципах: принципе аналогий, по ко­торому рациональные
нормативы потребления товаров и услуг определяются по данным об уровне и
структуре их потребления у «продвинутых» групп населения страны
(зарубежных стран), и принципе равнодоступности экономических благ (собственно
товаров и услуг), что дает возможность в расчетах нормативов эли­минировать
влияние фактора производства и предложения благ по территории страны, равно как
и фактора дифференциации до­ходов населения. Совмещение указанных принципов
обеспечи­вает разработку «идеализированной» (усредненной) модели по­требления
населения.

Наряду с такой моделью
разрабатываются и дифференциро­ванные рациональные потребительские бюджеты для
различных групп населения в зависимости от его профессионального состава,
природно-климатических, социально-бытовых, национальных и других факторов.

Группа ученых по заданию ООН оценила
как более или менее благополучное существование людей по следующим 12 параме­трам:
ежедневная норма килокалорий на человека от 2500 до 4000; один комплект
кухонной утвари на хозяйство; три смены одежды и три пары обуви на человека;
сто литров очищенной во­ды в день; жилье площадью не менее 6 м2 на человека; полная грамотность взрослых и по крайней мере шестилетнее образова­ние для детей;
один радиоприемник на хозяйство; один телеви­зор на 100 жителей; один велосипед
на домашнее хозяйство; де­сять врачей и пятьсот больничных коек на 100 тыс.
жителей, 100 долл. в год на медикаменты на человека; работа, которая дает
возможность содержать членов хозяйства; система социального обеспечения для
больных, инвалидов и стариков.

К минимальным нормативным
показателям также относятся минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и
минимальный размер пенсии. МРОТ— законодательно зафиксированный нижний предел
заработной платы, устанавливаемый за наименее квалифициро­ванный простой труд.
Его величина является точкой отсчета для тарифных сеток ставок заработной
платы. Теоретически величина МРОТ должна быть увязана с величиной прожиточного
минимума.

Минимальный размер пенсии (пособия,
стипендии) предста­вляет собой законодательно зафиксированный нижний предел та­кого
рода социальных трансфертов в денежной форме, выплачи­ваемых населению.
Российское правительство приняло курс на регулярное повышение минимальных
заработной платы и пенсии.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ