ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
5.5. ФОРМИРОВАНИЕ ВЫБОРОЧНОЙ СЕТИ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
.
5.5. ФОРМИРОВАНИЕ ВЫБОРОЧНОЙ СЕТИ
БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
С переходом к рыночной экономике
изменяется модель государственного регулирования качества жизни населения и домашних
хозяйств. Постепенно формируется новая модель социальной защиты и поддержки
населения и домашних хозяйств. Это находит выражение в государственной политике
поддержки бедных слоев населения, кооперации домашних хозяйств, развития
малого и среднего, семейного бизнеса. В таких условиях возрастают требования к
достоверности информации, характеризующей доходы и потребление населения и
домашних хозяйств не только в целом по России, но и на уровне отдельных
субъектов Российской Федерации.
К важнейшим методологическим
проблемам социальной статистки относятся: проблема обоснования принципов
отбора для получения репрезентативной выборки домашних хозяйств; проблемы
обработки и анализа полученных данных о доходах и потреблении и распространении
полученной информации на все население, проживающее на данной территории.
Основная цель выборки домашних хозяйств заключается в сборе и анализе данных,
характеризующих уровень жизни и дифференциацию доходов и потребления
населения.
Возможны два подхода к формированию
выборки домашних хозяйств. Первый подход заключается в отборе индивидов из различных
социально-экономических групп; второй — в отборе домашних хозяйств. Основная
сложность реализации данных подходов заключается в отсутствии информации о
доходах и имущественном положении всего населения или домохозяйств, проживающих
на данной территории. Поэтому применяется многоступенчатый отбор, учитывающий
косвенные признаки, связанные с доходами. Текущее обследование бюджетов семей
рабочих, служащих и колхозников проводится государственной статистикой начиная
с 1953 г. Выборка была расширена и дополнена в 1989 г. Начиная с 996 г. выборка пересмотрена и начато осуществление ее постоянной ротации, т. е.
замены домашних хозяйств, включаемых в выборку.
Основными принципами формирования
выборки в начала 50-х гг. были поличностный и отраслевой подходы. Выборка была
многоступенчатой- На первой ступени отбирались территории; на второй (на основе
среднесписочной численности работников) — ведущие отрасли; на третьей —
предприятия в отобранных отраслях и на четвертой (по данным о заработной
плате) — работники, семьи которых включались в выборку. В результате такого
многоступенчатого отбора выборка по России и СССР была представлена
работниками ведущих отраслей, а также обеспечивалась представительность по
уровню заработной платы. Вместе с тем такая выборка не была репрезентативна на
уровне каждой территории (республики, области), Кроме того, ее недостатком было
то, что в выборку не были включены работники малочисленных отраслей экономики,
она не включала семьи, полностью состоящие из неработающих (пенсионеров,
инвалидов, студентов). В 1989 г. выборка была расширена, в нее были включены
семьи работников из бюджетных отраслей (учителей, врачей и др.), а так» же
семьи неработающих пенсионеров. Таким образом, на конец 90-х гг. выборка
домашних хозяйств, которая использовалась для изучения уровня жизни населения,
насчитывала 49 175 домохозяйств, но оставалась нерепрезентативной на уровне
отдельные субъектов Российской Федерации; она включала незначительную часть
неработающего населения и не включала «новых русских»,
предпринимателей.
К началу 2000 г. выборка охватывала домашние хозяйства проживающие на территории России, за исключением
коллективных (лиц, проживающих в домах-интернатах, монастырях и других
институциональных заведениях). Информационной базой для пересмотра и
корректировки выборки в 1996—1998 гг. послужил материалы микропереписи 1994 г. Использовалась двухступенчатая выборка. На первой ступени отбирались территории-субъекты РФ,
единицей отбора выступал счетный участок. На второй ступени случайным образом
отбирались домохозяйства из типических групп, выделенных на основе сочетания
следующих признаков: размера семьи, типа и принадлежности жилого помещения,
наличия земельного участка, пола, возраста и уровня образовать членов семьи,
источников средств существования.
Однако необходимо учесть то
обстоятельство, что распределение жилья и земельных участков, зафиксированное
микрон переписью, сложилось в условиях уравнительно-распределительные системы и
поэтому во многом индифферентно по отношению к доходам населения. Наряду с этим
при формировании выборки типических групп домохозяйств упущены такие признаки,
которые взаимосвязаны с доходами. К ним относятся: наличие и число детей в
семье: коэффициент семейной нагрузки (соотношение неработающих лиц к числу
человек в домашнем хозяйстве).
По данным переписи населения, все
домашние хозяйства подразделяются по коэффициенту семейной нагрузки на следующие
типы: с полной нагрузкой (все лица в домашнем хозяйстве не заняты), с высокой
(лиц неработающих в семье больше, чем работающих), со средней, с низкой (число
работающих лиц превышает число неработающих в семье) и без нагрузки (все лица
работают). В результате пропорционального отбора из каждого типа домашних
хозяйств может формироваться территориальная выборка, Такая выборка позволит
проводить анализ не только в целом, но и дифференцированно по выделенным
категориям домашних хозяйств. Выборка может корректироваться после проведения
переписи населения.
Сопоставление состава действующей в
настоящее время выборки бюджетов домашних хозяйств с данными микропереписи на
февраль 1994 г. показало наличие существенного смещения распределения домашних
хозяйств на уровне отдельного субъекта РФ (табл. 5.6), которое сохранилось при
корректировке и ротации выборки в последующие годы.
Очевидно наличие существенных
отклонений в выборке по составу домашних хозяйств. Происходит недоучет
характеристик домохозяйств с полной и высокой нагрузкой, в которых велика доля
неработающих, а денежные доходы формируются в значительной степени за счет
пенсий. Именно среди этих типов домохозяйств велика доля населения,
проживающего ниже уровня бедности.
Таблица 5.6
Сопоставление состава домашних
хозяйств Санкт-Петербурга по коэффициенту семейной нагрузки в феврале 1994г.
Тип домохозяйств по коэффициенту |
Выборка домохозяйств |
Микроперепись |
||
число домохозяйств |
число лиц в них |
число домохозяйств |
число лиц в них |
|
С полной и высокой |
8 |
10 |
40 |
38 |
Со средней и низкой |
53 |
66 |
42 |
50 |
Без нагрузки |
39 |
24 |
18 |
12 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
Источник. Состав, динамика и |
Наоборот, в выборке завышена доля
домашних хозяйств, все лица в которых заняты (они включают работающих как в
трудоспособном, так и в пенсионном возрасте). Доходы таких домохозяйств
формируются за счет преимущественно заработной платы. Среди них незначительна
доля проживающих ниже черты бедности.
Отмеченные смещения в выборке
домашних хозяйств завышают уровень доходов населения, проживающего на
территории отдельных субъектов Российской Федерации, и занижают показатель
уровня бедности. Применение данной типологии позволяет откорректировать выборку
бюджетов домашних хозяйств на основе данных переписи и микропереписи населения.
Ротация выборки должна быть направлена на повышение доли домашних хозяйств с
полной и высокой семейной нагрузкой. Это вызовет уменьшение среднедушевых
доходов за счет изменения состава выборки.
Актуальной проблемой при проведении
обследования бюджетов домашних хозяйств является не только отбор семей, но и
получение согласия членов семьи на подробный учет доходов и потребления. Эта
проблема обостряется в связи с включением в выборку новых домашних хозяйств
(ротацией выборки). Решение этой проблемы зависит как от законодательства на
федеральном и муниципальном уровнях, так и от уровня самосознания граждан.
Рекомендуется избегать длительного (на протяжении многих лет) наблюдения одних
и тех же домашних хозяйств, что приводит к относительной устойчивости
статистических показателей.
Таким образом, возможны два подхода
к формированию выборки домашних хозяйств. Первый подход заключается в
постепенном преодолении отмеченных недостатков и формировании единой выборки,
адекватной составу домохозяйств на данной территории , а также проведении
обследования по единой программе. При этом ротация домохозяйств должна быть
направлена на повышение доли семей с полной и высокой нагрузкой неработающими
лицами, что вызовет уменьшение среднедушевых доходов в динамике за счет
изменений в составе выборки.
Второй подход можно назвать
комбинированным. В этом случае формируются три выборки с различными
программами обследования: для изучения бедного населения — из семей с полной и
высокой нагрузкой; для изучения работающего населения — из семей со средней,
низкой нагрузкой и без нее; для состоятельной части населения — по данным
Государственной налоговое службы.
.