ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ Зинов B.Г., Екаев В.А. Фонд «Международный инкубатор...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ Зинов B.Г., Екаев В.А. Фонд «Международный инкубатор технологий » :: vuzlib.su

169
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ
ПРОЕКТОМ Зинов B.Г., Екаев В.А. Фонд
«Международный инкубатор технологий «

.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ
ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ Зинов B.Г., Екаев В.А. Фонд «Международный
инкубатор технологий «

В последние годы понятия «инновационный» и
«инновация» широко используются для обозначения нововведений.
Поскольку предпринимательская деятельность всегда строится на новой идее
удовлетворения покупательского спроса, то реализацию любой такой идеи часто
называют инновационным проектом. В этой связи необходимо отметить, что есть два
вида идей бизнеса: идея увеличения рынка уже существующей продукции и идея
завоевания рынка новой продукцией, созданной на основе новейших научных
достижений. Первый путь связан со снижением затрат, увеличением объема продаж,
открытием новых предприятий, являясь, по существу, тиражированием известного
продукта. Это более прогнозируемый и менее рискованный путь по сравнению с
созданием принципиально нового продукта, который предоставляет большие
возможности достижения крупного коммерческого успеха. В настоящей статье
обсуждается стратегия управления инновационным высокотехнологичным проектом,
основанным на создании нового наукоемкого продукта и использовании прав
интеллектуальной собственности на соответствующую технологию. ‘

Сначала уточним место инновационного проекта в жизненном
цикле нового продукта, начальный период которого всегда представляет собой
период разработки и освоения технологии производства. Это — время между
появлением идеи создания и получением реального продукта с качественно новыми
свойствами, которые могут заинтересовать потенциального покупателя. Чем
существеннее отличия нового продукта от того, что имеется на рынке, тем больше
шансов добиться коммерческого успеха. Однако не все новые идеи приводят к
появлению конкурентоспособной продукции. Например, оконченные
научно-исследовательские работы позволяют получить такие результаты в среднем
не чаще, чем в 10—15% случаев. Для проверки перспективной идеи нового продукта
необходимы средства и ресурсы, причем в условиях, когда недостаток объективных
данных о целесообразности затрат дополняется, фактически верой в успех. Такая
проверка принципиально важна для рассмотрения в дальнейшем инвестиционных
программ развитая бизнеса.

Только после получения опытных партий новой продукции, её
испытаний, сертификации и проведения пробных продаж появляется почва для оценки
планируемого бизнеса, расчета будущей прибыли, принятия решения о подготовке к
серийному производству. Именно подобную работу по проверке и доработке идеи
создания нового продукта, оценке его рыночной привлекательности, а также для
получения подтвержденных технических, технологических и коммерческих параметров
планирования бизнеса следует называть инновационным проектом. И хотя
официального определения этого понятия пока нет, оно уже используется, в том
числе в ряде нормативных актов, например, в постановлении Правительства РФ
«О Федеральном фонде производственных инноваций» от 2.11.95 г. №1090.
В статье 2 Закона о науке и государственной научно-технической политике Российской
Федерации от 22.11.95 г. определено понятие «инновационная
деятельность» как «деятельность, направленная на использование
научных знаний в целях получения нового продукта или улучшения производимого
продукта, совершенствования способа его производства и социального
обслуживания». В [1] дается следующее определение инновационных проектов:
«проекты, главной целью которых является разработка и применение новых
технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие
проектируемой системы». Следовательно, основной сущностной характеристикой
инновационного проекта можно считать именно использование новейших
научно-технических достижений. Поэтому оформление прав на эти научные
результаты в органической связи с намерением и программой развития бизнеса
является одной из специфических особенностей стратегии управления проектом
создания и выведения на рынок нового продукта.

Как известно, жизненный цикл любого продукта разделяется на
следующие фазы: разработка, освоение, распространение, зрелость и старение. Для
развития и поддержания завоеванных позиций новой продукции на рынке возникает
необходимость усовершенствования технологии, производства и сбыта. Однако
соответствующие возможности ограничены и, как ни увеличивай затраты на
исследования и разработки, обязательно наступит ситуация, которую определяют
как фазу зрелости, когда дальнейшее нарастание усилий сопровождается гораздо
меньшим результатом. Поэтому разработка нового поколения наукоемкой продукции и
освоение технологии её производства как основное содержание инновационного
проекта должны начинаться, когда фаза старения еще не наступила.

Фактически, разработка и освоение технологии производства
нового продукта составляет содержание инновационного проекта. По нашему мнению,
вообще правомерно называть инновационным проектом первую фазу жизненного цикла
любого нового продукта (см. рис.1). Дело не только в определении. Во-первых, в
условиях рыночной экономики это невозможно детерминировать место исследований в
общей стратегии бизнеса, во-вторых, это подчеркивает важность комплексного
управления инновационным проектом с одновременным решением правовых,
организационных и финансовых вопросов до начала собственно бизнеса и
производства продукта.

Известно, что длительность жизненного цикла продукта (или
технологии) зависит от типа продукта и ряда объективных причин. Смена поколений
техники в среднем по отраслям происходит через 7—10 лет, смена
научно-технического направления — примерно раз в 30—50 лет [2,3]. Существуют
также более длительные циклы, связанные с периодическим массовым обновлением
техники на базе новых научных идей, а также циклы, вызванные
научно-техническими революциями.

Рис.1 Фазы жизненного цикла продукта: 1.1; 2.1; 3.1 —
окончание инновационного проекта; 1.2; 2.2; 3.2 — окончание распространения —
завоевания рынка; 1.3; 2.3; 3.3 — окончание зрелости, начало старения.

Все эти циклы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они
сконцентрированы на определенном отрезке времени и должны учитываться как при
планировании научно-технической политики государства, так и при поддержке
инновационных проектов в конкретной отдельной фирме (см. рис.2).

Надо иметь в виду, что не только научные достижения являются
источником идей создания нового товара. Потребности покупателей могут
определяться, например, на основе анализа психологических особенностей
отдельных социальных групп, когда для их удовлетворения разрабатывается новая
продукция и система её сбыта. Однако в этом случае «привод рынка»
формулирует техническое задание на необходимую разработку и последующий
инновационный проект.

Для предсказания судьбы инновационного проекта необходим
прогноз развития конкретной продукции на конкретном рынке. Затраты на
разработку новой продукции целесообразны, когда в её основе — новейшие
направления развития техники. Незначительные усовершенствования редко могут
обеспечить существенный и длительный коммерческий успех.

Принято рассматривать следующие четыре стадии инновационного
проекта:

— Концептуальная стадия — для уточнения научной
обоснованности и доказательства коммерческого потенциала разработки нового
продукта.

— Стадия проверки технической осуществимости — для
доказательства возможности производства, основанного на данной концепции нового
продукта и разрабатываемой стратегии маркетинга.

— Стадия разработки — для усовершенствования материалов,
процессов и конструкции предполагаемого к выпуску продукта, а также проверка
его пригодности для промышленного производства и уточнение стратегии
маркетинга.

— Стадия определения промышленной применимости, подготовки
производства и рынка — период, в течение которого продукт или технологический
процесс должны быть подготовлены к выходу на рынок.

Все это затратные стадии жизненного цикла продукта. Конечным
результатом работы должно быть создание принимаемого рынком продукта, который
можно в дальнейшем запускать в серийное производство. Первая и в значительной
степени вторая стадии инновационного проекта, в отличие от четвертой, связаны
больше с инженерными (технико-экономическими), чем коммерческими
(предпринимательскими) аспектами разработки нового продукта [4]. Затраты
времени на третью стадию обычно в несколько раз больше, чем на каждую из
остальных. При этом требуемое финансирование от стадии к стадии увеличивается
не менее чем в десять раз. Следовательно, по завершении каждой из них
необходимо тщательно проанализировать результаты выполненных работ, чтобы
принимать решение о целесообразности дальнейших затрат. Фактически, речь идёт о
выборе каждый раз одного из следующих управленческих решений:

— продолжение работ;

— временная приостановка дальнейших работ;

— прекращение дальнейших работ.

На каждой стадии инновационного проекта принципиальное
значение имеет принятие эффективного решения о правовой защите результатов
исследований и разработок, лежащих в основе нового продукта. Формирование
«портфеля» интеллектуальной собственности и стратегия управления ею
включают, прежде всего, своевременную идентификацию охраноспособных
технических, технологических и коммерческих решений, выбор оптимальной формы и
определение наиболее целесообразного момента их защиты, с учетом повышения его
коммерческой ценности от стадии к стадии.

На первой стадии начинаются широкие информационные
исследования по выбору аналогов, выявлению потенциальных конкурентов и
потребителей. На этой стадии в качестве правовой охраны результатов исследований
чаще всего наиболее целесообразно только засекречивание. Патентование на этой
стадии ведут лишь в случае появления чрезвычайно оригинальных решений, да и то
лишь для получения приоритета. Ценность инновационного проекта на первой стадии
самая низкая. На второй стадии возникают уже более реальные технические
решения. Однако коммерчески значимые результаты еще, как правило, не получены.
Поэтому целью патентования может являться также только закрепление приоритета.

В Международный инкубатор технологий часто обращаются за
консультацией: дескать, получили патент на ранней стадии разработки и не один,
стали платить пошлины. Как быть? И жалко бросить и нет денег продолжать
поддерживать патент в силе, особенно, если он зарубежный. Просят найти
покупателя на полученный патент. Практически, почти во всех таких случаях
рекомендация сводится к отказу от патентов. Разработка продолжается, ясности в
её коммерческой перспективе еще нет, затраты растут сами по себе и
дополнительные расходы на оплату пошлин ложатся непосильным бременем. Тем более
что такие патенты, полученные вне конкретной стратегии бизнеса, как правило,
слабы и легко обходятся. К тому же за время, прошедшее после подачи заявки,
обнаружены новые варианты технических решений и выгодного использования создаваемого
продукта.

На третьей стадии инновационного проекта отработка
технологии нового продукта вступает в завершающую стадию. Становится понятным,
какой и насколько прибыльный ожидается бизнес. Появляется стратегический
партнер или инвестор, с ним отрабатывается конкретная маркетинговая стратегия.
Свою заинтересованность в успехе они готовы проявить в совместном обладании
патентами, финансировании патентования в странах предполагаемой реализации.
Этого авторы проекта часто опасаются. И совершенно напрасно. Чем серьезнее
намерения партнера по бизнесу, тем нужнее ему надежная правовая охрана
технологии или продукта, но тогда и выше ценность проекта и ощутимее выигрыш
автора в абсолютном выражении. Упустишь время на сомнения — потеряешь рынок.
Права сохранятся, а спрос на них исчезнет.

На четвертой стадии проекта выходить на рынок с новым
продуктом без полноценной правовой охраны просто безрассудно. Если он окажется
покупаемым, то конкуренты не преминут его скопировать: это ведь значительно
дешевле, чем разработать. Однако при активном патентовании возникает опасность
раскрытия технологических секретов. Слишком много информации накоплено, и нужно
очень осторожно отделить то, что можно не показывать и сохранить в тайне. Еще
одной часто встречающейся ошибкой авторов проекта, как показывает практика,
становится запоздание с подачей заявки после демонстрации опытных образцов на
выставках и в рекламе.

Основанием для принятия решений по управлению проектом на
каждой стадии является анализ собранной информации, её технико-экономических,
рисковых и рыночных компонентов. При этом необходимо уточнить, что в получаемой
информации содержится такой важный фактор, как степень квалифицированности и
слаженности команды, осуществляющей инновационный проект. Однако это характеристика
не самого проекта, а выполняющего его предприятия. Поэтому в дальнейшем при
систематизации источников информации и факторов, определяющих стратегию
управления проектом, вопросы управления предприятием будут опущены.

Рассмотрим детальнее содержание и результаты работы на
каждой стадии инновационного проекта [4]. Первая концептуальная стадия, имеющая
целью демонстрацию уровня и внедренческого потенциала концепции нового
продукта, должна завершиться следующими результатами:

— описание концепции;

— перечень планируемых технических характеристик и
перспективных целей концепции;

— предварительные оценки потенциальных препятствий для
разработки, производства и сбыта нового продукта.

Такие результаты можно получить на основании следующих
информационных исследований:

— поиск и отбор новых идей, которые могут быть положены в
основу разработки нового продукта;

— анализ требований потребителей к продукции данного вида;

— тенденции развития рынка данной продукции;

— анализ условий конкуренции на рынке данной продукции.

Результаты информационных исследований позволяют выявить
следующие факторы, определяющие принятие управленческого решения:

— разумность основных положений» на которых базируется
практическое применение концепций;

— значимость концепции для предприятия в частности и
национальной экономики в целом;

— соответствие концепции характеру производственного опыта
предприятия, технологическим, ресурсным и временным возможностям;

— наличие потенциальных заказчиков;

— преодолимость потенциальных производственных и рыночных
барьеров.

Как отмечалось выше, патентование на первой стадии чаще
всего нецелесообразно. Однако бывают исключения. Характерным примером можно
назвать заявку на изобретение «Лампа инженера Трубицына» с
приоритетом от 27.07.96 г., которая возникла в ходе работы над проектом
Инкубатора по напылению светоотражающего покрытия для концентрации светового и
теплового потока. Суть технического решения в бесцокольной конструкции лампы
накаливания, которая не требует изменений в традиционном устройстве
электрических патронов и является, безусловно, конкурентоспособной. Однако идея
пока не проработана ни в технологическом, ни в коммерческом плане, и оформление
заявки вызвано желанием автора застолбить права на оригинальное решение,
которое будет уточняться в дальнейшем. Тогда же будет ясен окончательный состав
заявителей, объем прав и другие характеристики изобретения, превращающие его в
продукт. После этого станет вопрос об экспертизе заявки по существу.

Вторая стадия инновационного проекта — проверка технической
осуществимости — имеет целью подтверждение планируемых характеристик нового
продукта и отсутствия технических или экономических препятствий к его
внедрению, которые не могут быть преодолены. Результатами работы являются:

— стендовые модели или макеты;

— характеристики действующих лабораторных моделей;

— предварительные планы дальнейшей разработки, включающие
оценки затрат на продукт, предполагаемую стратегию маркетинга, оценки
экологической безопасности и планов производства.

Если первая стадия в основном состоит из информационных
исследований, то и в другие стадии такие исследования входят обязательным
компонентом, без которого любые эксперименты и расчеты не могут быть
достаточными для принятия последующих управленческих решений. На второй стадии,
в частности, проводятся следующие информационные исследования:

— оценка технического уровня нового продукта;

— экспертиза нового продукта на патентную чистоту;

— исследование патентоспособности новых технических решений;

— исследование экологичности нового продукта;

— стоимостная оценка технологии производства нового
продукта.

Факторы для принятия управленческого решения о
целесообразности перехода к следующей стадии:

— техническая осуществимость;

— потенциальная безопасность и экологичность;

— оценки возможных затрат;

— наличие патентно-право вой охраны;

— возможность нарушения чьих-либо патентных прав;

— предполагаемая стратегия маркетинга.

Решение о патентовании или засекречивании новых технических
решений чаще всего впервые принимается после завершения второй стадии.

Третья стадия инновационного проекта — разработка — имеет
своей целью подтвердить, будет ли новый продукт иметь заявленные параметры
(выводы делаются на основе испытаний технического прототипа или опытного
технологического процесса). Результатами работы являются:

— характеристики основных материалов и комплектующих,
необходимых для достижения намеченных эксплуатационных и коммерческих целей;

— эксплуатационные характеристики опытного технологического
процесса либо технического прототипа, пригодных для воспроизводства в
дальнейшем в увеличенном масштабе;

— методы производства с указанием требуемых основных
материалов и технологических процессов;

— условия эксплуатационной безопасности и экологичности;

— уточненная стратегия маркетинга с оценкой издержек
предполагаемого полномасштабного производства.

На этой стадии проводятся следующие информационные
исследования:

— оценка технического уровня нового продукта;

— экспертиза нового продукта на патентную чистоту;

— исследование патентоспособности новых технических решений;

— исследование потенциального спроса и объема продаж.
Факторы для принятия управленческого решения о пути дальнейшей реализации инновационного
проекта:

— соответствие полученных эксплуатационных характеристик
технического прототипа техническим требованиям;

— потенциальная безопасность и экологичность;

— оценка затрат на производство опытной партии;

— наличие патентно-правовой защиты;

— возможность нарушения чьих-либо патентных прав;

— возможность зарубежного патентования;

— планируемая стратегия маркетинга.

По результатам третьей стадии продолжается патентование
новых технических решений, число которых растет по мере приближения разрабатываемого
нового продукта к своему материальному воплощению. Патентная стратегия при
формировании «портфеля» интеллектуальной собственности для
инновационного проекта обычно предполагает не один патент, а целый пакет
патентов. Среди них и те, что охраняют саму идею, её дальнейшую модификацию и
периферийные патенты на улучшение технологии.

Практика патентования на этапе решения технологических
задач, чаще всего характеризующем третью стадию инновационного проекта,
свидетельствует о большой вероятности наполнения описаний к изобретениям
излишней информацией. Стремясь охарактеризовать патентуемую идею, заявитель
предоставляет сведения, выходящие за пределы совокупности существенных
признаков изобретения, и разглашает технологические секреты. В то же время наличие
неопубликованной скрытой информации («ноу-хау») значительно повышает
ценность коммерциа-лизуемой технологии в сочетании с патентами.

Характерным примером практики работы Инкубатора является
проект упрочнения сварных швов металлоконструкций путем ультразвуковой ударной
обработки. Такой принцип снятия остаточных напряжений известен достаточно
давно, однако техническая осуществимость и эффективность для упрочнения
соединений связана с огромным объемом статистического материала для нахождения
оптимального режима. Структура и тип дефекта, мощность излучения, геометрия
места обработки, собственная частота колебаний металлоконструкции при
эксплуатации, момент проведения ультразвуковой обработки — это далеко не полный
перечень технологических параметров. Для разных типов металлоконструкций
значение и набор параметров заметно отличаются. Пока не был найден коммерчески
значимый вариант применения метода — упрочнение мостовых конструкций, — смысл
патентования был не ясен. Далее при патентовании возник вопрос, какие результаты
технологических исследований сохранить как ноу-хау. Поэтому в заявке на
изобретение «Способ и устройство возбуждения электроакустических
колебаний» среди существенных признаков не упомянуты те, получение которых
связано со значительным количеством экспериментов и, что немаловажно, с ранее
накопленным технологическим опытом. Демонстрация возможностей метода упрочнения
в натурных условиях проходила только после подписания со всеми участниками
соглашений о конфиденциальности.

Четвертая стадия инновационного проекта — подготовка
производства и рынка — имеет целью разработку промышленной технологии и оценку
рыночной пригодности нового продукта путем производства, испытания,
сертификации и пробных продаж опытного образца (опытной партии) и/или технологического
процесса. Результатами работы являются:

— эксплуатационные характеристики нового продукта и
технологического процесса его производства;

— данные о производстве нового продукта;

— сертификация нового продукта;

— перечень поставщиков материалов, комплектующих, узлов,
агрегатов;

— данные о производственной и экологической безопасности;

— данные о пробных продажах новой продукции;

— планы гарантийного и технического обслуживания;

— планы производства запасных частей.

На четвертой стадии продолжаются информационные
исследования, которые проводились на предыдущей стадии инновационного проекта:

— оценка технического уровня нового продукта;

— экспертиза нового продукта на патентную чистоту;

— исследование патентоспособности новых технических решений;

— исследование потенциального спроса и объема продаж.

Факторы для принятия управленческого решения о промышленной
и рыночной применимости:

— приемлемость производственной технологии, а также расчетов
соотношения цены и себестоимости;

— приемлемость сроков и бюджета монтажных работ;

— работоспособность процесса при полномасштабном
производстве;

— соответствие отраслевым стандартам безопасности, охраны
труда и пр.

При наличии экспортного потенциала разработки опытные
образцы могут выставляться на выставках, рекламироваться, реализовываться
только после зарубежного патентования. Как правило, решение об этом принимается
в начале четвертой стадии инновационного проекта.

Примером эффективного и своевременного патентования можно
назвать подготовленную в Инкубаторе технологий заявку на изобретение
«Многослойный лечебный материал на текстильной основе», приоритет от
24.01.97 г. Суть технического решения — в управлении распределением
лекарственного вещества по толщине салфетки, это создает широкие возможности
для использования материала в лечебных целях (пролонгация, временная отсрочка и
другие варианты механизма поступления вещества). Только после уточнения этих
целей и анализа реального спроса появился смысл подавать обобщающую заявку на
изобретение. Патентные исследования показали, что известны варианты
многослойных салфеток, в том числе автора новой заявки, где возможности
формирования требуемой концентрации лекарственного вещества в определенном слое
не рассматривались. Поэтому был заявлен объем прав, позволяющий, фактически,
перекрыть любые варианты использования материала, содержащего лечебные
вещества, либо рост объемов его производства в случае преждепользования, если
такой материал изготовлен на текстильной основе. Необходимо отметить, что
начало этого инновационного проекта было вызвано поиском новых областей
применения новой технологии. Конкретные варианты применения широкого спектра
веществ в материале на текстильной основе в лечебных целях и выявленные
возможности рынка стимулировали целесообразность патентования.

В заключение необходимо подчеркнуть, что органическая связь
между последовательными стадиями использования новейших научных знаний в целях
получения нового продукта и правовой охраной конкретных приложений этих знаний
является важным аспектом деятельности как российских разработчиков, так и
патентоведов. Полноценное коммерческое использование интеллектуальной
собственности невозможно без соответствующей стратегии управления инновационным
проектом, которая позволяет превратить результаты исследований и разработок в
благосостояние автора и общества.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяСоздание сайтов
    Следующая статьяФ. НИЦШЕ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ