Стратегический аспект технологий :: vuzlib.su

Стратегический аспект технологий :: vuzlib.su

99
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Стратегический аспект технологий

.

Стратегический аспект технологий

Хейес и Абернати были одними из первых, кто начал в
последнее время переосмысливать роль «технологического капитала*’ в
долгосрочном поддержании высокой конкурентоспособности фирмы. Они связали
высочайшую эффективность работы многих американских фирм с достижением высоких
стандартов качества продукции и самой деятельности фирмы (корпорации) за счет
политики постоянного усовершенствования продукции и технологии и инновационной
деятельности. Технология рассматривается как средство поддержания конкурентного
преимущества, ,а достигаемая ценность продукции является следствием этой
политики. Такая политика корпораций особенно характерна для японской
промышленности и уже сама по себе служит залогом технологической конкуренции. В
то же время использование технологии как оружия в конкурентной борьбе поднимает
ее до уровня стратегического капитала, управление которым требует
технологически грамотной поддержки со стороны высшего руководства фирмы.

В отличие от этого, недавно проведенные исследования
менеджмента технологий в европейских фирмах выявили не только полное
безразличие высшего руководства к технологическому планированию, но и
неспособность фирм воспринять концепцию стратегического потенциала технологии
(см. табл.1).

Таблица1.

Участие высшего руководства фирм США и Европы в НИОКР

Аспекты деятельности высшего руководства фирмы

Доля (в %) высших руководителей, занимающихся этой
деятельностью

Европа

США

Выбирает стратегически важные проекты и следит за их
выполнением

36

58

Рассматривает основные проекты, превышающие порог
финансирования

19

58

Рассматривает все программы НИОКР как на начальной стадии,
так и периодически по ходу всей разработки

16

34

Показано, что только небольшое количество европейских фирм включает
технологию в формулирование своей стратегии. Высшее руководство, вероятно,
предпочитает, чтобы решением вопросов технологии занимались
специалисты-производственники, исследователи или проектировщики. В результате
многие проблемы, лежащие в основе решений, принимаемых специалистами —
производственниками и исследователями, переходят в область тактики, а не
стратегии. Считают, что отказ высшего руководства от участия в принятии
технологических решений обусловливает выбор технологии без учета стратегии
фирмы. Это подтверждает сделанные в 1969 году выводы о неспособности высшего
руководства рассматривать производство как элемент стратегии.

В контексте стратегического менеджмента технология фирмы
рассматривается очень широко. Действительно, технология в том или ином виде
обязательно входит в качестве составляющей в любую деятельность фирмы, хотя
многие авторы ограничиваются только технологиями на уровне разработки и
производства продукции. По мнению Портера, фирма представляет собой набор
технологий, от простых административных процедур до научных дисциплин,
используемых при разработке, проектировании, производстве и
материально-техническом снабжении. При этом на конкурентное преимущество фирмы
может существенно повлиять любая технология, используемая фирмой, а не только
связанная с производством или созданием продукции. Следовательно,
технологическая стратегия рассматривается как подход фирмы к разработке и
применению технологии во всех ее видах, т.е. как признание фирмой воздействия
технологии на все аспекты ее деятельности. Технологическая стратегия охватывает
не только роль формальных НИОКР, хотя последние и являются инструментом
внутрифирменных технологических разработок и сосредоточением научного и
технологического потенциала фирмы. Любая деятельность фирмы, включая
стратегическое планирование, маркетинг, сбыт, производство, кадры, закупку,
распределение и финансирование, может рассматриваться как использование
технологий, которые могут увеличить конкурентное преимущество фирмы. В целом,
стратегический менеджмент технологий не ограничивается рамками индустрии
высоких технологий. По утверждению Портера, при широком взгляде на технологии
никаких «низких» технологий не существует.

Стратегическое планирование в принципе подразумевает
разработку объединенных планов фирмы как единого целого. В течение многих лет
фирмам, как правило, не удавалось преодолеть слабости технологического
менеджмента, о чем свидетельствуют неадекватное планирование НИОКР и
недостаточная завершенность этих планов. Полагают, что существуют две основные
причины недостаточной интеграции планов: изолированное функционирование
подразделений НИОКР и недостаточная вовлеченность высшего руководства фирмы в
определение направления долгосрочной их деятельности. Изоляция отдела НИОКР
обусловлена, в свою очередь, недостаточными усилиями по установлению контактов
с другими подразделениями и неадекватным планированием деятельности НИОКР в
рамках общего стратегического планирования деятельности фирмы.

Технологическое планирование охватывает ряд ключевых
областей принятия решений, в которых действуют как подразделения НИОКР, так и
высшее руководство (см. рис.1 и 2). Однако, как показал недавний опрос
американских корпораций по поводу их попыток объединить планирование НИОКР с
общей стратегией деятельности фирмы, только у 11% респондентов были разработаны
интерактивные планы НИОКР. Это ставит под сомнение декларированную
вовлеченность высшего руководства американских фирм в планирование технологий и
подчеркивает необходимость организации системы контактов в виде
последовательных регулярных и плановых мероприятий и обменов.

В целом, установлено, что руководство американских фирм все
больше понимает необходимость включения технологических решений в общую
стратегию корпорации. Это относится, в частности, к тем фирмам, где основное
внимание уделяется новой продукции, производственным процессам и подразделениям
НИОКР, в которых исследовательская база находится на стадии начального
развития. Однако по данным той же работы, в целом, процесс технологического
планирования на многих американских фирмах страдает как отсутствием содержания,
так и методики. Это особенно относится к методикам оценки конкурирующих
технологий и формализованного прогноза развития технологии, которые, как
показано на рис.2, являются наиболее существенными элементами процесса
формулирования технологических планов.

стратегия создания продукции (технологическая стратегия)

существующая

новая

Рыночная стратегия

существующий

проникновение на рынок

разработка нового продукта

фокусирование на деятельности

подразделений

НИОКР

НИОКР с целью сохранения существующего положения, снижения
себестоимости, НИОКР может поддерживаться незначительными модификациями

инновационная деятельность для улучшения ассортимента
продукции

процесс производства

стабильный, создание внутрифирменных стандартов,
эффективное движение материала и продукта от операции к операции, низкие
удельные производственные затраты

создание гибких производственных мощностей, быстро
реагирующих на изменение объема

новый

то же, что и выше

инновационная изобретательская деятельность, направленная
на проникновение в новые области

развитие рынка

диверсификация

придание особого значения функциональности

маркетинг

НИОКР

придание особого значения стратегии

стратегия маркетинга

технологическая стратегия

Рис.1. Соотношение между Стратегией широкого маркетинга, деятельностью
подразделений НИОКР и сопутствующей производственной деятельностью

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяНаружная реклама
    Следующая статьяИ. В. гёте :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ