6.4. Концепция затратообразующих факторов :: vuzlib.su

6.4. Концепция затратообразующих факторов :: vuzlib.su

115
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


6.4. Концепция затратообразующих факторов

.

6.4. Концепция затратообразующих факторов

В рамках SCM себестоимость определяется и
управляется многими факторами, которые оказывают взаимное влияние друг на
друга. В традиционном управленческом учете и управлении затратами
рассматривается преимущественно один фактор – объем продукции в сочетании с так
называемыми носителями затрат внутри некоторого производственного или
коммерческого процесса. Это несомненно полезно, но имеет ограниченное влияние
на результат управления издержками, так как сводится к делению издержек на
переменные и постоянные, установлению величины вложенного дохода, запаса безопасности
и тому подобных показателей бизнеса, которые мы в достаточно полном объеме
рассмотрели в предыдущих параграфах настоящего раздела.

Идея затратообразующих факторов в SCM состоит
в том, что при анализе издержек следует подняться на более высокий уровень
причин появления издержек. В этом случае существует потенциальная возможность,
приняв правильное стратегическое решение на верхнем уровне (например, изменив
технологию), “одним махом” избавиться от большого количества факторов нижнего
уровня (производственных или коммерческих носителей издержек). Эта идея
выглядит весьма заманчивой, особенно с точки зрения руководства высшего звена
управления. Следует только помнить, что серьезное стратегическое решение
приводит как правило к большому объему инвестиционных затрат, и в каждом
конкретном случае это решение следует тщательно проверять и обосновывать,
рассматривая соответствующий инвестиционный проект (вопросы инвестиционного
проектирования рассмотрены в четвертом разделе настоящей книги).

Майкл Портер [7] предпринял попытку создать
всеобъемлющий перечень факторов, определяющих издержки, который оказался
излишне подробным. Структурно более организованным представляется список
факторов, предложенных Риле (Riley) [12]. Перечень факторов разбивается на две
категории: структурные и функциональные факторы. С точки зрения структурных
факторов для предприятий существуют, по крайней мере, пять стратегических
направлений выбора, которые связаны с экономической основой издержек:

масштаб, т.е. объем инвестиций, которые
необходимо сделать в производство, исследования и разработки, маркетинговые
ресурсы (включая продвижение товара на рынке) для того, чтобы заняться выпуском
данного продукта;

степень вертикальной интеграции, которая
определяет диапазон разрастания управления предприятием;

опыт, который показывает, сколько раз компания
успешно выполняла, то, для чего сейчас принимается решение;

технологии, используемые на каждой стадии
цепочки ценностей;

сложность бизнеса, которая определяется
широтой ассортимента изделий или услуг, которые фирма собирается предложить
потребителям.

Каждый структурный фактор подразумевает выбор,
который предприятие осуществляет, создавая систему управления издержками.

Вторая категория затратообразующих факторов –
это функциональные факторы, т.е. такие факторы, влияющие на издержки
предприятия, которые связаны с его способностью успешно функционировать. Для
всех функциональных факторов “больше” всегда означает “лучше”. Заметим, что
структурные факторы не всегда обладают этим свойством – увеличение масштаба или
диапазона деятельности предприятия не всегда приводит к улучшению позиции
предприятия в отношении издержек.

Перечень функциональных факторов включает в
себя следующие основные положения:

вовлеченность рабочей силы – принятие работниками
на себя обязательств по постоянному усовершенствованию с точки зрения издержек;

комплексное управление качеством – убеждение,
что качество продукции является одним из главных факторов, обеспечивающих
конкурентное преимущество;

рациональное использование мощностей – выбор
наилучшего варианта из имеющихся на предприятии;

эффективность планировки предприятия с точки
зрения внутризаводской логистики;

использование связей с поставщиками и
заказчиками в контексте цепочки ценностей и затрат предприятия.

Разумеется, далеко не всегда тот или иной
фактор может быть проанализирован для конкретного предприятия. Более того, не
всегда удается успешно управлять каждым из факторов в контексте снижения
затрат. Тем не менее, с позиций SCM

объем не является наиболее существенным
фактором, который объясняет поведение затрат,

полезней объяснить положение по затратам на
языке тех структурных альтернатив и функционального мастерства, которые
формируют конкурентоспособную позицию данного предприятия,

не все стратегические факторы являются
одинаково важными в рассматриваемый момент времени, необходимо производить
непрерывный мониторинг состояния предприятия, ожидая момента, когда приходит
время для каждого из факторов.

В подтверждение изложенного выше, автор
вспоминает один характерный случай из собственной практики. На одном из заводов
по производству газовых печек практически отсутствовала система управления
издержками. Попытка использования традиционных методов анализа и управления
издержками не привела к успеху. В процессе стратегического анализа конкурентной
позиции предприятия было установлено, что ближайший конкурент (другое
украинское предприятие) использовал несколько отличную технологию, которая
использовала листовую сталь меньшей толщины, т.е. с существенно меньшим
расходом материала. Этот выявленный структурный фактор вызвал необходимость
рассмотрения функционального фактора “использование связей с поставщиками”.
Таким образом, был сделан “стратегический” шаг в сторону снижения издержек
предприятия.

Несмотря на кажущиеся различия между SCM и
традиционным подходом, cделаем попытку их примирения. Дело в том, что чаще
всего SCM рассматривается в противопоставлении с традиционным подходом. Это
связано с тем, что приверженцев SCM беспокоит недостаточно большое внимание к
этому подходу со стороны практикующих финансовых менеджеров. И желая привлечь
последних на свою сторону, они утверждают, что традиционный подход исчерпал
себя и устарел. Более того, он может служить тормозом на пути прогресса
предприятия. Такая точка зрения представляется излишне экстремистской.
Традиционный подход нельзя перечеркнуть и заниматься только SCM, игнорируя
традиционные технологии CVP-анализа. Это все равно, что утверждать, что стоит
закупить добротные продукты питания, использовать современное кухонное
оборудование и наилучшие рецепты приготовления блюд, как приготовленный обед
сам по себе станет пригодным для употребления и вкусным.

Представляется, что SCM создает базовые
стратегические установки для системы управления издержками, а традиционные
методы “дочищают” себестоимость, в том числе используя зависимость издержек от
объемов продукции. Другими словами, SCM – это система принятия решения верхнего
уровня, в то время как традиционный поход обеспечивает более детализированные
технологии управления издержками.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяСепараторы жира
    Следующая статьяП. ГОЛЬБАХ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ