Многомерная структура крупных организаций :: vuzlib.su

Многомерная структура крупных организаций :: vuzlib.su

71
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Многомерная структура крупных организаций

.

Многомерная
структура крупных организаций

Если число
отделений одного типа слишком велико, чтобы не­посредственно отчитываться перед
исполнительным директором, то к координации их работы могут привлекаться
отдельные руководи­тели (рис. 35.7). Так, руководители групп являются
координаторами работы ряда подразделений. Если число подразделений слишком
велико, то должны быть два или более координаторов. Например, функциональные
подразделения могут разделяться на две группы — 1) оперативную и сервисную; 2)
административных услуг и кадро­вую службу.

Продуктовые
подразделения могут специализироваться на широ­ком спектре продуктов, таких,
как легковые автомобили, грузовики, автобусы, трактора или исследования и
техническое планирование, информационные системы и обрабатывающие центры и т.
д. Рынки обычно группируются по регионам, а маркетинговая деятельность
организуется функционально (например, организация центров под­держки или
обслуживания клиентов, ведение их счетов и т. д.). Коор­динаторы работы
отделений компании могут включаться в состав ис­полнительного органа.

Следует
подчеркнуть, что имеется большое сходство многомерных организаций с матричными
структурами, которые пользуются систе­мой множественности команд, исходящих как
от проектных, так и от функциональных руководителей. Принципиальное отличие
между многомерной и матричной организациями состоит в том, что в мат­ричной
организации у работников два руководителя. Один является руководителем отдела
ввода (материальных ресурсов), частью кото­рого они являются, другой
возглавляет отдел выпуска (продукции), к которому они прикреплены. В
многомерной организации подразде­ления, услуги которых покупаются другими
подразделениями, под­чиняются только одному руководителю, который возглавляет
отделе­ние, частью которого они являются. Глава подразделения, на которое они
работают для последующей реализации продукции внешнему по­требителю, не
является их руководителем.

Более того,
матричные организации обычно имеют только два из­мерения — вход и выход
системы, но у них нет рыночных подразделе­ний. Если маркетинг является
отдельной функцией в матричной ор­ганизации, он включается в структуры либо
входа, либо выхода. Если маркетинг организован как функциональное
подразделение, а не как третье измерение, результатом является двухмерная
организация, а не матрица, поскольку у работников нет двух руководителей, а
большинство подразделении являются центрами прибыли. Устранение ры­ночной
составляющей может ограничить гибкость организации и ее адаптивность к
потребностям клиентов. Поскольку матричные орга­низации редко являются
организациями с «внутренним рынком», их функциональные структуры обычно
становятся бюрократическими монополиями, которые больше интересуются
собственным выжива­нием, чем предоставлением услуг той организации, частью
которой они являются.

Важнейшая
отличительная особенность многомерных организа­ций состоит в том, что их высшие
руководители получают широкую автономию в осуществлении функции общего
руководства, посколь­ку даже подразделения самого низшего уровня управляются
как са­мостоятельные виды бизнеса в рыночной экономике. Так как выс­шие
руководители также управляют центрами прибыли, они долж­ны нести полную
ответственность за принимаемые решения, кон­тролировать взаимодействие
подчиненных друг с другом и другими подразделениями организации.

Когда каждая
часть организации строится по многомерному принципу, организацию можно
определить как фракционную. Фрак­ционными считаются организации, чья структура
является такой же, как и структура ее отдельных подразделений на всех уровнях.
Поскольку многомерные организации с «внутренним рынком» яв­ляются фракционными,
каждый из руководителей выступает в ка­честве генерального управляющего
независимо от уровня специа­лизации его подразделения. Каждый управляет всем
бизнесом. Раз­ница между ними — в основном в масштабе. Такая характеристика
многомерной организации упрощает планирование и управление развитием.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяКниги бесплатно
    Следующая статьяФ. ВОЛЬТЕР :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ