Основные методологические принципы :: vuzlib.su

Основные методологические принципы :: vuzlib.su

44
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Основные методологические принципы

.

Основные
методологические принципы

Применявшиеся до
последнего времени методы построения орга­низационных структур управления
характеризовались чрезмерно нор­мативным характером, недостаточным
разнообразием, гипертрофиро­ванным использованием типовых решений, что
приводило к механи­ческому переносу применявшихся в прошлом организационных
форм в новые условия. Нередко аппарат управления на самых разных уров­нях
повторял одни и те же схемы, наборы функций и состав подразде­лений,
отличающихся только по численности. С научной точки зрения слишком узкую
трактовку получали сами исходные факторы форми­рования структур: численность
персонала вместо целей организации;

постоянный набор
органов управления вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях;
упор на исполнение неизменных функ­ций в отрыве отменявшихся задач; устаревшие
схемы и структуры шта­тов как усредненные показатели существующих организаций
без ана­лиза их недостатков и степени пригодности.

Одним из главных
недостатков применявшихся методик явля­лась их функциональная ориентация,
строгая регламентация процес­сов управления, а не их результатов. Однако в
условиях рыночных отношений состав и содержание функций управления меняется.
Поэтому цели и взаимосвязи различных звеньев системы управле­ния приобретают
зачастую более важное значение, чем строгое уста­новление их функциональной
специализации. Это особенно отчет­ливо проявляется при решении проблем,
связанных, например, с созданием корпораций, акционерных обществ и
финансово-промы­шленных групп, с более тесным подчинением производственной де­ятельности
выполнению заказов и договоров, запросам потребите­лей, с обеспечением связи
науки и производства, с комплексным ре­шением проблем качества продукции и т.
п. Даже самые обоснован­ные проработки функциональных характеристик и
нормативов чис­ленности аппарата управления производственных организаций не
дают конструктивных рекомендаций для решения проблем форми­рования
территориально-производственных комплексов, организа­ции целевых программ.
Таких новых проблем в области организа­ции управления, требующих комплексного
решения, возникает все больше в условиях ускорения научно-технического
прогресса, по­вышения взаимосвязанности и динамизма звеньев экономики.

Особое значение
приобретает выявление и анализ возникающих проблем как построения, так и
развития организации (рис. 28.2). Сис­темный подход, придавая важное значение
научно обоснованному определению функций управления и нормативов численности
как части общего процесса формирования организационно-управленче­ской
структуры, ориентирует исследователей и разработчиков на бо­лее общие принципы
проектирования организаций. Прежде всего он предполагает исходное определение
системы целей организации, которые обусловливают структуру задач и содержание
функций ап­парата управления. Многообразие целей как на высшем, так и на
среднем и низших уровнях организации обычно не может быть све­дено к одному
измерителю. Основное назначение большинства про­изводственных организаций с
точки зрения общества определяется целями удовлетворения рыночных потребностей
в производимой продукции и услугах. В любом случае каждая цель отражает одну из
объективно необходимых сторон функционирования и развития ор­ганизационной
системы. Вместе с тем соответствие между системой целей и организационной
структурой управления не может быть од­нозначным. На схеме показана общая
последовательность перехода от целей организации к ее структуре (рис. 28.3).

Рис. 28.2.
Выявление проблем организации

Рис. 28.3.
Переход от целей организации к ее структуре

Применительно к
реализации системных принципов формирова­ния внутренней структуры аппарата управления
следует учитывать, что организационная структура является сложной
характеристикой сис­темы управления. В единой системе должны рассматриваться и
раз­личные методы формирования организационных структур управле­ния, многие из
которых появились лишь в последние годы. Эти мето­ды имеют различную природу,
каждый из них в отдельности не позво­ляет решить все практически важные
проблемы построения органи­зационной структуры аппарата управления и должен
применяться в органическом сочетании с другими.

Эффективность
построения организационной структуры не может быть оценена каким-либо одним
показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать, насколько структура
обеспечивает достижение ор­ганизацией результатов, соответствующих поставленным
перед ней производственно-хозяйственным целям, с другой — насколько ее внут­реннее
построение и процессы функционирования адекватны объек­тивным требованиям к их
содержанию, организации и свойствам.

Конечным
критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной
структуры является наиболее полное и устойчивое достижение целей, поставленных
в области производст­ва, экономики, технического прогресса и социального
развития. Од­нако довести этот критерий до практически применимых простых
показателей, связать каждое конкретное организационное решение с его конечными
результатами, как правило, чрезвычайно трудно. Поэтому целесообразно
использовать набор нормативных характе­ристик аппарата управления: его
производительность при перера­ботке информации; оперативность принятия
управленческих реше­ний; надежность аппарата управления, выражающаяся в
качестве ис­полнения решений в рамках установленных сроков и ресурсов; адап­тивность
и гибкость, характеризующиеся способностью своевремен­ного выявления организационных
проблем и соответствующей пере­стройкой работы.

Особенно значима
экономичность аппарата управления. Однако не следует при этом экономический
критерий сводить непременно к сокращению численности персонала. Необходимо
формулировать его как критерий экономической эффективности, в соответствии с
кото­рым должна быть обеспечена максимизация результатов по отноше­нию к
затратам на управление. Численность аппарата управления, сокращение которой
остается одним из важных параметров повыше­ния экономической эффективности,
должна быть объективно обос­нованной, для того чтобы во всей полноте обеспечить
решение задач, вытекающих из целей организационной системы.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ