ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Принципы организации и функции федеральных органов
.
Принципы
организации и функции федеральных органов
В переходной
экономике России в качестве основных принципов организации деятельности
отраслевых и межотраслевых органов федерального правительства в отношении
предпринимательства могут рассматриваться следующие:
·
соответствие организационных звеньев задачам разработки и осуществления
промышленной, инвестиционной и научно-технической политики, институциональных
и экономических реформ;
·
обеспечение эффективного организационного взаимодействия центральных и
региональных органов в связи с выполнением задач по поддержке
предпринимательства;
·
отделение функций государственного управления и регулирования от хозяйственных
функций с учетом изменения структуры собственности и новых форм хозяйственного
управления в государственном секторе;
·
обеспечение надежности и устойчивости структуры государственного управления,
преодоление неоправданного разнобоя в статусе, построении и характере
деятельности правительственных органов, подразделений и служб с тем, чтобы были
отлажены все рычаги государственного регулирования, в том числе по поддержке
предпринимательства.
В соответствии с
указанными принципами целесообразно провести назревшие изменения в организации
и методах управления со стороны исполнительной власти.
Органы
федеральной исполнительной власти, регулирующие развитие материального
производства, должны быть наделены правом исполнять следующие блоки
государственных функций:
·
поддержка предпринимательства и становление рыночных отношений (формирование
нормативно-правовой базы, привлечение коммерческих структур к реализации
государственных программ и заказов, развитие рыночной инфраструктуры,
предоставление гарантий иностранным инвесторам, открытие предпринимателям
доступа к кредитам, консультационно-методическая деятельность);
·
разрешительные функции (формирование и размещение государственных заказов, их
ресурсное обеспечение, квотирование, лицензирование, субсидирование, создание
бюджетных и внебюджетных фондов);
·
контрольно-запретительные функции (государственное инспектирование,
приостановление деятельности предприятий, экономические и административные
санкции, введение норм безопасности, антимонопольные меры);
·
прямое управление объектами государственной собственности, не подлежащими
приватизации, и участие в управлении акционерными обществами с контрольным или
иным пакетом акций государства (наблюдательные советы, правления, собрания
акционеров);
·
аналитические функции (анализ и оценка состояния отраслей, выявление тенденций
их развития, содействие развитию сферы услуг, рынков, конкурентной сферы и
др.);
·
информационные функции (разработка и предоставление информации о
прогнозируемых потребностях населения и экономики, степени удовлетворения
спроса, складывающихся пропорциях и т. п.);
·
формирование и реализация научно-технической политики (определение
приоритетных направлений развития техники и технологии, организация научных исследований
и технических разработок, экспертиза, выпуск нормативно-технической
документации, финансирование);
·
подготовка кадров для рыночных и нерыночных структур (формирование и
функционирование сети центров обучения);
·
координирующие действия в области взаимосвязи региональных рынков,
межгосударственных отношений стран СНГ, а также участие во внешнеэкономических
связях.
В качестве
примера рассмотрим организационное построение одного из федеральных органов —
Министерства топлива и энергетики Российской Федерации. Организационная
структура управления данного министерства нацелена на выполнение регулирующих
функций по текущим задачам и определение перспектив дальнейшего реформирования
и развития отрасли. Основной принцип построения министерской структуры
заключается в том, что она разделена на две части: 1) оперативно-диспетчерский
блок управления отраслью; 2) блок перспективного стратегического развития.
Оперативный блок
представляет собой механизм управления топливно-энергетическим комплексом с
департаментами: геологическим, нефтегазовым, угольным, электроэнергетическим.
Особое место занимает Госэнергонадзор. Это необходимо с точки зрения
энергетической безопасности государства. Основа всего оперативного блока —
департамент топливно-энергетических ресурсов и управление балансов
топливно-энергетических ресурсов, несущие ответственность за
сбалансированность рынка топливно-энергетических ресурсов в каждом регионе.
Основа второго,
перспективного, блока—департамент информационно-аналитического обеспечения и
стратегического планирования. В период, когда вся собственность
топливно-энергетического комплекса находилась в руках государства, оно могло
управлять отраслями этого комплекса только директивным способом. В настоящее
время, когда в нефтяном комплексе приватизация практически завершается и
государственная собственность «сжимается» до минимума, на первый план выходит
новый стратегический подход: в собственности государства должна остаться только
сфера естественных монополий. Другие виды собственности требуют принципиально
иных методов регулирования. Перспективный блок министерства призван заниматься
выработкой новой рыночной системы регулирования. И главным здесь становится
сбор информации, ее анализ и планирование.
В перспективном
блоке имеется департамент координации проектов Федеральной программы
энергосбережения и энергетической политики. С этим департаментом
взаимодействует управление научно-технического прогресса, координирующее работу
многочисленных отраслевых научно-исследовательских институтов. В этом же блоке
находятся подразделения, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью.
Направления их работы обусловлены возрастающей значимостью таких проблем, как
определение экономических интересов государства по отношению к
топливно-энергетическим ресурсам, освоение российскими компаниями мирового
рынка, вопросы межправительственного сотрудничества. Вторая часть
внешнеэкономических подразделений сориентирована на привлечение инвестиций в
Россию и «сопровождение» инвестиционных проектов.
Наряду с
выполнением регулирующих и административных функций органы исполнительной
власти должны представлять интересы государства в открытых акционерных
обществах, акции которых закреплены в государственной собственности. В соответствии
с законодательством при преобразовании государственных и муниципальных
унитарных предприятий в открытые акционерные общества могут приниматься
решения о закреплении акций указанных обществ в государственной или
муниципальной собственности. При этом в органы управления такими обществами
назначаются представители государства.
На федеральном
уровне образуется орган по управлению государственным имуществом, который, в
свою очередь, создает в субъектах Российской Федерации свои территориальные
органы и устанавливает их полномочия. Указанный федеральный орган призван
осуществлять единую государственную политику в области приватизации
государственного имущества. С этой целью он осуществляет координационные
функции, разрабатывает и издает соответствующие нормативно-правовые акты и
контролирует их выполнение. Данный орган разрабатывает проекты программ
приватизации, организует их реализацию, осуществляет продажу федерального
имущества, преобразовывает государственные унитарные предприятия в открытые акционерные
общества, организует учет федерального имущества и ведение его реестра. Он
является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе
приватизации, осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ,
акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной
собственности.
.