Реалии переходных процессов :: vuzlib.su

Реалии переходных процессов :: vuzlib.su

74
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Реалии переходных процессов

.

Реалии переходных
процессов

Преобразование
предприятий в акционерные общества, общест­ва с ограниченной ответственностью и
другие организационно-пра­вовые формы требует изменений и в структуре их
управления. Наряду с созданием экономических, правовых и организационных
условий для формирования и успешного функционирования разнообразных структур
предпринимательской деятельности важнейшей функцией государства является
содействие развитию так называемой предпри­нимательской инфраструктуры, т. е.
той среды, в которой осуществ­ляется деловая активность. Продавцы и покупатели,
работодатели и наемный персонал, кредиторы и заемщики действуют в определен­ной
экономической обстановке, политической ситуации, правовой,
социально-культурной, технологической и географической среде. Ор­ганизация
предпринимательской деятельности является производным продуктом
социально-экономической среды, в которой формируется бизнес и которая
определяет положение предпринимателей в эконо­мике и обществе.

Переходный период
радикальной экономической реформы про­текает в условиях борьбы между старыми и
новыми формами управ­ления, между административными и экономическими методами.
Фор­мирование хозяйственной системы нового типа, в основе которой ле­жит
предпринимательская деятельность и использование современ­ных методов
государственного регулирования, происходит в нелегких условиях. При этом
ключевое значение приобретает деятельность по преодолению возникшего в
переходный период кризиса управления, основные черты которого отражены в табл.
23.1.

Либерализация
экономики, крупномасштабная приватизация го­сударственной собственности,
включение предприятий в мирохозяй­ственные связи привели к отказу от
административных методов уп­равления на разных уровнях, открыли дорогу новому
экономическо­му мышлению. С другой стороны, сохраняется (а в некоторых отно­шениях
и растет) чрезмерная государственная (федеральная и регио­нальная)
управленческая надстройка; медленно формируется рынок;

предприятия
недостаточно активно организуют прямые хозяйствен­ные связи, нередко в угоду
местным интересам нарушают сложивши­еся отношения. Противоречия усугубляются
тем, что старый эконо­мический механизм, имея глубокие корни, создал
многочисленные защитные системы. Это проявляется в разных формах: новые формы
хозяйствования втягиваются в русло сложившихся структур и приемов работы; под
флагом использования экономических рычагов нередко сохраняется неоправданное
государственное вмешательство в деятельность негосударственных предприятий; то
в явной, то в скрытой фор­ме нарушается хозяйственное законодательство; в свою
очередь, часть предпринимателей при переходе к новым методам хозяйствования
испытывает неуверенность, боязнь остаться без сырья и материалов, которые они
ранее гарантированно получали «сверху».

В настоящее время
степень вмешательства государства в хозяйст­венную жизнь в России определяется
главным образом конкретными условиями переходного периода, а не теоретическими
моделями и ус­ловными экономическими расчетами. Принципиальная схема вза­имодействия
федеральных и местных органов власти, например с субъ­ектами промышленной
сферы, представлена на рис. 23.1.

Таблица 23.1

Корпоративный
уровень

Изменение форм
собственности не сопровождается применением форм и методов эффективного
управления

Бесхозность
предприятий, находящихся в государственной собственности

Тенденция к
разделению на отдельные части крупных и средних предприятий

Разрушение
производственных и управленческих структур корпоративного типа

Права и
ответственность собственников и руководителей не разграничены и во многом не
упорядочены

Отсутствие
нормативной базы, определяющей требования к управлению государственными
предприятиями

Общегосударственный
уровень

Самоустранение
государственных структур от целенаправленного использования системы
экономических и административных рычагов

Отсутствие
четкого разграничения прав и ответственности как по вертикали власти, так и
между властью и хозяйствующими субъектами

Необеспеченность
правовой защитой договорных отношений

Дезорганизация
системы заказов и закупок продукции, работ и услуг для государственных нужд

Неналаженность
системы государственных контрактов

Отсутствие
системы подготовки руководителей по управлению государственными пакетами
акций

Отсутствие
исполнительской дисциплины, координирующих и контрольных функций

Рис. 23.1 Подход
к государственному регулированию промышленной сферы

Приватизация и
массовое акционирование российских предпри­ятий привели к созданию уже не
государственных, но и не вполне ры­ночных, независимых субъектов
хозяйствования, которые, с одной стороны, стремятся максимизировать прибыль, а
с другой — все еще не адаптировались к потребностям рынка. Если добавить к
этому от­сутствие рыночного менталитета, стремление ряда хозяйственных ру­ководителей
и коллективов — владельцев акций к сиюминутному обо­гащению, то становится
совершенно очевидным, что государство на современном этапе не должно терять
управления «несущими конст­рукциями» экономического комплекса. В течение всего
переходного периода государство призвано играть существенную роль в регулиро­вании
экономических процессов.

Таким образом, до
тех пор пока рыночные отношения не займут господствующего положения, управление
предприятиями и роль в нем государства будут существенно отличаться, в
частности, от западных прототипов. Перспектива развития заключается, видимо, в
создании механизма, объединяющего рыночные и государственные рычаги уп­равления.
Для этого формы последнего надо трансформировать так, чтобы указанное сочетание
носило непротиворечивый характер.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяБухобслуживание
    Следующая статьяО. КОНТ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ