ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Реалии переходных процессов
.
Реалии переходных
процессов
Преобразование
предприятий в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и
другие организационно-правовые формы требует изменений и в структуре их
управления. Наряду с созданием экономических, правовых и организационных
условий для формирования и успешного функционирования разнообразных структур
предпринимательской деятельности важнейшей функцией государства является
содействие развитию так называемой предпринимательской инфраструктуры, т. е.
той среды, в которой осуществляется деловая активность. Продавцы и покупатели,
работодатели и наемный персонал, кредиторы и заемщики действуют в определенной
экономической обстановке, политической ситуации, правовой,
социально-культурной, технологической и географической среде. Организация
предпринимательской деятельности является производным продуктом
социально-экономической среды, в которой формируется бизнес и которая
определяет положение предпринимателей в экономике и обществе.
Переходный период
радикальной экономической реформы протекает в условиях борьбы между старыми и
новыми формами управления, между административными и экономическими методами.
Формирование хозяйственной системы нового типа, в основе которой лежит
предпринимательская деятельность и использование современных методов
государственного регулирования, происходит в нелегких условиях. При этом
ключевое значение приобретает деятельность по преодолению возникшего в
переходный период кризиса управления, основные черты которого отражены в табл.
23.1.
Либерализация
экономики, крупномасштабная приватизация государственной собственности,
включение предприятий в мирохозяйственные связи привели к отказу от
административных методов управления на разных уровнях, открыли дорогу новому
экономическому мышлению. С другой стороны, сохраняется (а в некоторых отношениях
и растет) чрезмерная государственная (федеральная и региональная)
управленческая надстройка; медленно формируется рынок;
предприятия
недостаточно активно организуют прямые хозяйственные связи, нередко в угоду
местным интересам нарушают сложившиеся отношения. Противоречия усугубляются
тем, что старый экономический механизм, имея глубокие корни, создал
многочисленные защитные системы. Это проявляется в разных формах: новые формы
хозяйствования втягиваются в русло сложившихся структур и приемов работы; под
флагом использования экономических рычагов нередко сохраняется неоправданное
государственное вмешательство в деятельность негосударственных предприятий; то
в явной, то в скрытой форме нарушается хозяйственное законодательство; в свою
очередь, часть предпринимателей при переходе к новым методам хозяйствования
испытывает неуверенность, боязнь остаться без сырья и материалов, которые они
ранее гарантированно получали «сверху».
В настоящее время
степень вмешательства государства в хозяйственную жизнь в России определяется
главным образом конкретными условиями переходного периода, а не теоретическими
моделями и условными экономическими расчетами. Принципиальная схема взаимодействия
федеральных и местных органов власти, например с субъектами промышленной
сферы, представлена на рис. 23.1.
Таблица 23.1
Корпоративный |
Изменение форм |
Бесхозность |
|
Тенденция к |
|
Разрушение |
|
Права и |
|
Отсутствие |
|
Общегосударственный |
Самоустранение |
Отсутствие |
|
Необеспеченность |
|
Дезорганизация |
|
Неналаженность |
|
Отсутствие |
|
Отсутствие |
Рис. 23.1 Подход
к государственному регулированию промышленной сферы
Приватизация и
массовое акционирование российских предприятий привели к созданию уже не
государственных, но и не вполне рыночных, независимых субъектов
хозяйствования, которые, с одной стороны, стремятся максимизировать прибыль, а
с другой — все еще не адаптировались к потребностям рынка. Если добавить к
этому отсутствие рыночного менталитета, стремление ряда хозяйственных руководителей
и коллективов — владельцев акций к сиюминутному обогащению, то становится
совершенно очевидным, что государство на современном этапе не должно терять
управления «несущими конструкциями» экономического комплекса. В течение всего
переходного периода государство призвано играть существенную роль в регулировании
экономических процессов.
Таким образом, до
тех пор пока рыночные отношения не займут господствующего положения, управление
предприятиями и роль в нем государства будут существенно отличаться, в
частности, от западных прототипов. Перспектива развития заключается, видимо, в
создании механизма, объединяющего рыночные и государственные рычаги управления.
Для этого формы последнего надо трансформировать так, чтобы указанное сочетание
носило непротиворечивый характер.
.