Глава 19. ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ :: vuzlib.su

Глава 19. ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ :: vuzlib.su

77
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Глава 19. ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

.

Глава 19.
ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В последние годы
в России были созданы условия для широкого развития такой динамичной и
достаточно эффективной формы пред­принимательской деятельности, как малые
предприятия. В соответ­ствии с принятой экономической статистикой для
определения раз­мерности российских предприятий (крупные, средние, малые) ис­пользуются
следующие основные признаки: численность производ­ственного персонала, объем
валовой продукции и стоимость основ­ных производственных фондов. Согласно
российскому законода­тельству, выделение, в частности, малых предприятий,
производит­ся по предельным уровням численности персонала по отраслям:

в промышленности,
строительстве и на транспорте — это 100 чел., в науке и научном обслуживании —
60 чел., в сельском хозяйстве — 60 чел., в оптовой торговле — 50 чел., в
розничной торговле и быто­вом обслуживании населения — 30 чел., в остальных
отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чел.

В мировой
практике нет унифицированного определения малого предприятия. В 75 странах
используется более 50 различных статис­тических показателей, характеризующих
малые и средние предприя­тия. Широко применяются качественные критерии, такие,
как лич­ное руководство предприятием, прямой личный контакт руководства с
производственным персоналом, клиентурой, поставщиками, само­стоятельность,
жесткая зависимость от местных рынков и источни­ков сырья и др. Преобладают,
однако, количественные критерии: чис­ленность работающих, годовой объем
хозяйственного оборота, масса прибыли и т. д.

В Великобритании,
например, к малым относятся предприятия и фирмы с числом занятых до 200 чел. в
промышленности и до 25 чел. — в строительстве. Во Франции к малым относятся
предприятия с количеством занятых от 10 до 50 чел., к ремесленным—с числом
работающих до 10 чел. В Болгарии к малым относятся предприятия с числом занятых
до 50 чел., к средним —до 200 чел.

В Японии к средним
и малым предприятиям в добывающей и обрабаты­вающей промышленности, на
транспорте и в строительстве относятся пред­приятия с уставным капиталом до 0,1
млрд. иен и числом работающих до 300 чел. В оптовой торговле соответствующие
показатели —до 0,03 млрд. иен и до 100 работающих, в розничной торговле и сфере
услуг-до 0,01 млрд. иен и до 50 работающих. В ФРГ к мелкому и среднему
предпринимательству от­носятся фирмы с числом занятых менее 300 чел. и годовым
оборотом до 100 млн. марок.

О структуре
занятости на предприятиях различного размера в це­лом ряде развитых стран
свидетельствуют данные табл. 19.1.

Таблица 19.1

Структура
занятости на предприятиях различного размера

(в % от общего
числа занятых)

Страна

Менее 20 чел.

20-99 чел.

100-499 чел.

500 чел. и
более

США

26,9

29,0

23,9

20,2

Япония

49,4

27,6

11,3

11,7

ФРГ

27,3

22,4

22,6

27,7

Италия

50,7

21,7

14,9

12,7

Швейцария

42,6

26,7

19,6

11,1

В сфере деятельности
малых и средних предприятий субъектами экономических отношений являются:

·
лица, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск и под свою
исключительную экономическую и юридическую от­ветственность;

·
коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоци­ации;

·
индивидуальные и коллективные потребители продукции (ра­бот, услуг),
предлагаемой предпринимателями, а также союзы и ассо­циации потребителей;

·
работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или
иной основе, а также их профессиональные союзы;

·
государственные структуры в тех случаях, когда они выступают непосредственными
участниками сделок (предоставление заказов предпринимателям, определение
состава и размеров льгот при выпол­нении специальных работ и др.); они же
оказывают влияние на субъ­ектов деловых отношений, будучи гарантами
осуществления закон­ного предпринимательства.

Объектами
регулирования предпринимательства являются:

·
регистрация и юридическое (официальное) признание предпри­нимательства;

·
регулирование прав и режимов предпринимательской деятель­ности;

·
стимулирование и льготы для предпринимателя;

·
создание условий и государственной поддержки предпринима­тельства, его
обслуживание;

·
защита прав предпринимателя;

·
ответственность предпринимателя;

·
соответствующие полномочия государственных органов и ор­ганов местного
самоуправления, включая содействие, контроль и надзор.

Для малых
предприятий, имеющих юридическую самостоятель­ность, характерны
финансово-хозяйственная независимость, упро­щенная организационная структура и
способность к быстрой перест­ройке хозяйственных подразделений. Они создают
благоприятные условия для более рациональной производственно-хозяйственной
кооперации (включая небольшие звенья в организационной структу­ре крупных
предприятий). О масштабах деятельности малых и сред­них предприятий в развитых
зарубежных странах и России свидетель­ствуют данные табл. 19.2.

Таблица 19.2

Страна

Количество
малых и средних фирм

Число занятых,
млн. чел.

Доля малых и
средних фирм, %

Тыс. ед.

В расчете на 1
тыс. жителей

В общей
численности занятых

В ВВП

Великобритания

2930

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-54

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

1980

35

15,2

54

55-62

Страны ЕЭС

15777

45

68

72

63-67

США

19300

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55

Россия

836,2

5,65

8,1

9,6

10-11

В США более 37%
валового национального продукта производится ма­лыми предприятиями. Ими
создается примерно два из трех новых рабочих мест. Всего же небольших фирм здесь
насчитывается около 18 млн., из них семейных—7 млн. В каждой из
производственных программ, которых насчи­тывается более тысячи, неизменно
содержатся разнообразные мероприятия, призванные обеспечить существенный вклад
малых предприятий в экономи­ческий рост.

В странах
Западной Европы 99,9% из 16,4 млн. предприятий частного сек­тора
несельскохозяйственных отраслей представляют собой малые и средние предприятия.
На их долю приходится около 50% общего объема продаж в про­мышленности, 67% — в
сфере услуг, почти 90% — в строительстве и торговле. Малый и средний бизнес
обеспечивает свыше 70% общего числа рабочих мест. Типичным для стран этого
региона является микропредприятие с числом занятых до 9 чел., их насчитывается
более 14,4 млн.

Малые предприятия
способны активизировать структурную пе­рестройку экономики, предоставить
дополнительные рабочие места, оперативно реагировать на изменения
потребительского спроса, рас­ширить поле конкуренции. Законодательство
предусматривает их ор­ганизацию путем передачи, продажи и сдачи в аренду
неиспользуе­мых производственных мощностей, машин и оборудования, закон­сервированных,
недостроенных объектов и сооружений, выделения из состава действующих
предприятий одного или нескольких струк­турных подразделений в первую очередь
для производства товаров на­родного потребления и оказания бытовых услуг
населению. Они мо­гут создаваться на основе любых форм собственности отдельными
гражданами, предприятиями и организациями, государственными органами. Для
образования новых и развития действующих малых предприятий создаются целевые
фонды за счет добровольных взно­сов различных предприятий, организаций и
граждан, в том числе ино­странных.

Малые
предприятия, обладая самостоятельностью в осуществле­нии хозяйственной
деятельности, имеют все возможности обеспечи­вать управление производственными
процессами и снабженческо-сбытовыми операциями на основе простых
организационных струк­тур при минимальной численности работников
административного аппарата и их взаимозаменяемости. Для осуществления многих
функ­ций управления при отсутствии ряда служб, характерных для боль­ших
структур, малые предприятия на договорных началах могут поль­зоваться услугами
специализированных предприятий.

Весьма часто на
малых предприятиях право собственности и пра­во распоряжения совмещаются. В
таких случаях руководитель при­нимает на себя решение большинства проблем.
Малые предприятия отличает простота организационной структуры, личное участие и
за­интересованность руководителя во всех делах компании. Объясняет­ся это небольшим
масштабом производства, ограниченностью рынка и незначительным числом
партнеров. В этих условиях процесс управ­ления упрощается, появляется
возможность гибко реагировать на внешние изменения, быстро приспосабливаться к
меняющимся тре­бованиям и ситуациям. Вместе с тем сосредоточение всей полноты
власти в одних руках может вызвать трудности для развития предпри­ятия. Поэтому
с увеличением масштабов производства, расширением перспектив деловой активности
происходит усложнение организаци­онной структуры управления, размежевание прав
собственности и уп­равления.

Ниже приводятся
данные о количестве малых предприятий и их отраслевой структуре в России (табл.
19.3). В 1998 г. на малых предприятиях постоянно работало 6,2 млн. чел.; было
произведено промы­шленной продукции на сумму, равную 4% от общего объема ее
выпус­ка. В последние годы происходили серьезные качественные изменения в
организации и структуре малых предприятий, отвечающие назревшим потребностям
развития экономики страны. С одной стороны, малые предприятия не заменяют
крупные производства, а дополняют их в интересах удовлетворения
потребительского спроса. С другой сторо­ны, наметилась ярко выраженная
тенденция к переходу доминанты малого предпринимательства от торговли, сферы
услуг и строительства к машиностроению, энергетике, химии, микроэлектронике и
другим высокотехнологичным и наукоемким отраслям.

Таблица 19.3

Малые предприятия
в России

На 1 октября
1998г., тыс. единиц

В % к итогу

Всего по России

867,6

100,0

В том числе:

Промышленность

136,1

15,7

Строительство

137,3

15,8

С/х

13,7

1,6

Транспорт

18,5

2,1

Связь

3,2

0,4

Торговля и
общественное питание

385,8

44,5

Общая
коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

35,2

4,1

Жилищно-коммунальное
хозяйство

5,1

0,6

Непроизводственные
виды бытового обслуживания населения

9,1

1,0

Наука и научное
обслуживание

38,8

4,5

Другие отрасли
экономики

84,8

9,7

В этих условиях
малые предприятия призваны играть существен­ную роль как в удовлетворении
потребительского спроса, так и в обес­печении устойчивого развития экономики в
целом. При государствен­ной поддержке они имеют реальную возможность
использовать внут­ренний потенциал развития, способности к выживанию и
адаптации в самых неблагоприятных общеэкономических условиях. Малое пред­принимательство
сглаживает колебания экономической конъюнкту­ры, обеспечивая особый механизм
уравновешивания спроса и пред­ложения. Оно развивает конкуренцию, создавая
систему сильных мо­тиваций для более полного использования знаний, умений,
энергии и трудолюбия населения. В России сформированы институты госу­дарственной
поддержки и развития малого предпринимательства, ре­ализуются на практике сотни
проектов. Происходит становление ры­ночной инфраструктуры.

Среди
многообразных функций рыночной инфраструктуры все большее значение приобретают:

·
организационное оформление деловых отношений;

·
облегчение реализации интересов участников деловых отно­шений;

·
специализация различных субъектов экономики, повышение эффективности и
оперативности их работы на основе дифференциа­ции заполняемых ими рыночных ниш;

·
упрощение форм юридического и экономического контроля, го­сударственного и
общественного регулирования деловой практики.

В рыночной
инфраструктуре выделяют организации двух типов — формирующиеся самостоятельно в
ходе развития рыночной эконо­мики и формируемые государством или при его
участии. К организа­циям первого типа относятся различные биржи
(товарно-сырьевые, ценных бумаг), посреднические организации, коммерческие
банки, консалтинговые учреждения и другие, оказывающие различные услу­ги как в
сфере производства, так и в снабжении — сбыте, привлечении кредитных ресурсов и
т. д. Формирование рыночной инфраструктуры требует от государства в основном
законодательного регламентиро­вания процессов их создания и функционирования. К
организациям второго типа относятся инвестиционные и инновационные фонды с государственным
или смешанным капиталом, органы государствен­ной контрактной системы, а также
органы, регулирующие товаропотоки и формирование хозяйственных связей.

В условиях
становления рыночных отношений процесс регулиро­вания товаропотоков и
формирования хозяйственных связей должен быть ориентирован в первую очередь на
целевую финансовую и кре­дитную поддержку приоритетных потребителей с целью
сохранения их покупательной способности на рынке ресурсов и товаров, установ­ления
прямых связей с поставщиками. Вместе с тем должно быть су­щественно
активизировано регулирующее воздействие государства через систему прямых
государственных закупок по контрактам.

Применительно к
тем или иным элементам рыночной инфраст­руктуры используются разные формы
государственной поддержки. В одних случаях это может быть прямое
субсидирование, в других — жесткий контроль и регулирование, в третьих —
исполнение опре­деленных функций и т. п. В частности, обязанность государствен­ных
органов состоит в предоставлении всем функционирующим и потенциальным
предприятиям исчерпывающей и достоверной ин­формации о действующем
законодательстве, о его уточнениях и из­менениях, о возможных партнерах,
биржевых сводках, котировках акций и т. п. по минимально возможным расценкам.

Любой начинающий
предприниматель после регистрации свое­го предприятия должен иметь возможность
открыть счет в банке, по­лучить кредит (для приобретения оборудования, сырья и
материа­лов), получить информацию о потенциальных партнерах и рынках сбыта,
повысить свою квалификацию, обучить рабочих новым про­фессиям, организовать
реализацию изделий предприятия в стране и за рубежом. В настоящее время, решая
эти проблемы, предприни­матель постоянно наталкивается на препятствия.
Преодолеть эти препятствия возможно только при четко организованной государст­венной
поддержке.

В современных
условиях принципиальное значение для развития предпринимательства приобретает
использование новейших инфор­мационных технологий внутри предприятия и для
обеспечения его внешних связей. В сочетании с применением электронно-вычисли­тельных
машин, способных оперативно обрабатывать множество дан­ных, и технологией
спутниковой связи, позволяющей общаться через громадные расстояния, создается
возможность глобальной передачи данных, необходимых для развития современной
предприниматель­ской деятельности.

В федеральных
программах предусматривается выделение следу­ющих основных направлений и
конкретных мероприятий по государ­ственной поддержке малого
предпринимательства, осуществляемых на общегосударственном уровне:

·
формирование нормативно-правовой базы;

·
совершенствование системы финансовой поддержки;

·
создание системы информационного обеспечения;

·
содействие внешнеэкономической деятельности субъектов ма­лого
предпринимательства;

·
подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

·
производственно-технологическая поддержка.

Малые предприятия
в сфере своей деятельности поддерживают связи со множеством организаций. Можно
выделить такие их дело­вые связи, как: 1) хозяйственные (кооперативные) связи с
поставщи­ками ресурсов, потребителями продукции и услуг; 2) связи, основан­ные
на отношениях взаимопомощи и сотрудничества, поддержки предпринимательской
деятельности; 3) связи, основанные на специ­фическом переплетении собственности
и контроля. Широко практи­куется создание объединений малых предприятий в форме
ассоциа­ций и союзов. Среди них функционируют территориальные и отрас­левые
ассоциации, объединения для достижения определенной кон­кретной цели.

Многосторонняя
кооперация специализированных малых пред­приятий, имеющих различный
хозяйственно-правовой статус, стала важной тенденцией современного
производства. Она приобретает все более широкий масштаб и разнообразные формы —
субподряд в про­мышленности, франчайзинг в торговле и услугах, развитие
отдельных видов обслуживания (деловые и профессиональные услуги, автосер­вис,
предприятия быстрого питания и т. д.), совместный выход на внешние рынки,
венчурный бизнес и т. п.

Благодаря
возможностям кооперации малые предприятия поль­зуются рыночными преимуществами
на основе детального знания потребительских предпочтений и близости к рынкам.
Это характер­но прежде всего для предприятий, обслуживающих те сегменты рын­ка,
которые из-за малой емкости не слишком интересуют крупные предприятия. К ним
относится большая часть производства потре­бительских товаров, в том числе
новейших. Номенклатура продук­ции здесь отличается нестабильностью, технология
производства постоянно меняется, что создает для малых предприятий многочис­ленные
рыночные ниши. Малые предприятия чутко реагируют на растущую зависимость
потребительского спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые,
нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Аналогичные
тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством
и раз­нообразием сервиса.

Стимулирование
конкуренции предпринимательских организаций со стороны государства включает в
себя четыре главных направления:

·
антимонопольное законодательство, предусматривающее жест­кий контроль за
предприятиями, которые занимают или могут занять доминирующее положение на
рынке;

·
введение норм, устанавливающих определенные рамки (прави­ла) для деловой
активности;

·
определенное регламентирование порядка выхода на рынок са­мостоятельных
предпринимателей;

·
последовательная либерализация внешнеэкономических связей.

Развитие сети
малых предприятий и их техническое оснащение во многом зависят от крупных
производственно-хозяйственных комплек­сов. По отношению к ним малые предприятия
выступают в качестве поставщиков комплектующих элементов готовой продукции. Это
поз­воляет развивать подетальную и технологическую специализацию, а также
обеспечивать организацию производства на современной ос­нове. Кооперация между
крупными и малыми предприятиями осу­ществляется также в области распределения
продукции и ремонта сложных изделий.

Для привлечения
ресурсов крупных предприятий в целях разви­тия малого предпринимательства можно
использовать систему кон­трактных отношении крупных и малых предприятий — франчайзинг,
получающую широкое распространение особенно, в торговле и сфере услуг, и дающую
значительный экономический эффект. Ее суть со­стоит в том, что крупная головная
фирма предоставляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою
торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказыва­ет
различного рода консультационные услуги, сдает в аренду обору­дование и т. п.
Подобная система сотрудничества оказывается выгод­ной обеим сторонам.

Малое
предпринимательство обладает заметно большей способ­ностью к нововведениям, чем
крупные корпорации. Свобода поиска и поощрение инициативы, отсутствие
бюрократизма в рассмотрении вопросов, готовность к риску, быстрая апробация
выдвинутых ориги­нальных предложений — таков не полный перечень отличительных
черт научно-технической деятельности небольших компаний. Из-за ограниченности
финансовых средств малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке технических
проектов.

Характерной
чертой развития мирового хозяйства является фор­мирование с широким участием
малых предприятий территориаль­ных научно-технических и научно-промышленных
комплексов, по­лучивших известность как технопарки, технополисы, инкубаторы
бизнеса, инновационные центры. Технопарковые структуры оказы­вают существенное
воздействие на развитие экономики по ряду направлений:

·
ускоряется появление новых научно-технических предприни­мательских структур;

·
деятельность по развитию инноваций полнее ориентируется на потребности;

·
происходит увеличение занятости и на этой основе улучшение социального
положения населения.

В развитых
странах разработаны специальные программы под­держки венчурных предприятий. В
рамках этих программ определя­ются направления, размеры и источники
финансирования. Програм­ма помощи малому исследовательскому бизнесу укрепляет
систему государственного финансирования научно-технического прогресса,
позволяет существенно расширить поле деятельности малых фирм, использующих эти
средства, способствует оживлению финансирова­ния на стадии коммерческого
освоения продукции, значительно уменьшает инвестиционный риск вкладчиков.

Весьма
распространенной формой венчурного финансирования стали фонды крупных
корпораций (корпоративные финансовые венчуры). Венчурное финансирование
осуществляется крупными корпо­рациями тремя способами:

·
путем непосредственного финансирования создания малых фирм, разрабатывающих
новые продукты (массовое же производство нового продукта налаживается самой
корпорацией, а внедренческие фирмы такого типа называют «парниковым хозяйством»
монополий);

·
через создание полностью принадлежащих им филиалов — мел­ких фирм венчурного
капитала (в форме инвестиционной венчурной фирмы создается фонд,
предоставляющий ссуды на разработку и ос­воение изобретений, сделанных вне
материнских компаний, причем зачастую такие филиальные фонды или инвестиционные
фирмы фор­мируются несколькими корпорациями);

·
посредством паевого участия корпораций в фирмах венчурного

·
капитала.

Наиболее
актуальными направлениями формирования рыночной системы взаимосвязей крупного и
малого предпринимательства яв­ляются:

·
включение торгово-посреднических малых предприятий в об­щие
снабженческо-сбытовые, маркетинговые схемы работы соответ­ствующих
подразделений крупных предприятий;

·
налаживание производственной кооперации между малыми и крупными предприятиями,
включение малых предприятий в произ­водственные цепочки крупных;

·
участие малых предприятий в реструктуризации крупных пред­приятий,
использование малыми предприятиями неиспользуемых производственных площадей и
оборудования крупных промышлен­ных предприятий;

·
совместная работа, сотрудничество малых и крупных предпри­ятий в сфере научных
исследований, технических разработок и инно­ваций.

Дальнейшее
расширение производственно-технической поддерж­ки малых предприятий должно быть
согласовано с государственными программами и проходить по следующим линиям:

·
оснащение малых предприятий современным оборудованием и технологиями;

·
создание системы лизинга машин, оборудования и производст­венных помещений;

·
организация передачи предприятиям новых технологий, ноу-хау;

·
содействие малым предприятиям в сертификации продукции для выхода на
международные рынки;

·
развитие института технического консультирования в системе мер поддержки малых
предприятии;

·
обучение основам управления производственными процесса­ми в системе подготовки
кадров для предпринимательской деятель­ности.

Важное значение в
обеспечении рациональной организации и эффективной деятельности малых
предприятий имеет воспитание деловой культуры. Это касается безусловного
соблюдения норм за­конодательства и налаживания цивилизованных отношений с парт­нерами,
с органами государственной власти. Успех дела во многом здесь зависит от
освоения этики деловых отношений, использова­ния в интересах малого
предпринимательства информационных, об­разовательных и консультационных услуг.
Благоприятный социаль­ный климат вокруг малого предпринимательства и мониторинг
де­ловой активности становятся существенными условиями дальней­шего развития
наиболее динамичных, адаптивных и гибких форм организации предприятий.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяПостельное белье
    Следующая статьяАВГУСТИН :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ