ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Тенденции организационных изменений
.
Тенденции
организационных изменений
Переход от
государственной собственности к иным ее формам несовместим с шаблонным подходом
к организационному построению субъектов хозяйственной деятельности. Коренные
изменения происходят в структуре управления, когда предприятия преобразуются в
акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и другие
предприятия с коллективной формой собственности. Меньшую ломку претерпевают
формы управления при сдаче предприятий и другого государственного имущества в
аренду с правом последующего выкупа трудовыми коллективами и юридическими
лицами. Жесткие схемы управления вытесняются коллегиальными, демократическими
процедурами при продаже предприятий и производств (прежде всего небольших)
трудовым коллективам, а также акционерным обществам, кооперативам, другим
юридическим лицам и гражданам. Нетипичные ситуационные решения должны
приниматься в условиях постепенного выкупа имущества государственного предприятия
трудовым коллективом, в том числе за счет части остающейся в его распоряжении
прибыли.
Приоритетными
задачами реформы предприятии в современных условиях являются:
·
защита прав акционеров, четкое разграничение ответственности собственников и
управляющих, развитие механизмов корпоративного управления;
·
расширение участия в корпоративном управлении инвесторов, имеющих долгосрочные
цели;
·
создание системы защиты контрактов, укрепление контрактного права;
·
обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий;
·
обеспечение органов управления необходимой информацией и доступа к ней
собственников, инвесторов, кредиторов;
·
создание эффективного механизма управления предприятиями;
·
реструктуризация либо ликвидация неэффективных, убыточных предприятий;
·
создание условий для рыночной оценки активов предприятий;
·
внесение изменений в амортизационную политику.
Осуществляя
реформирование предприятий, необходимо учитывать особенности современного
этапа переходного периода и складывающейся внешней среды хозяйственных
организаций (табл. 18.1). Весьма актуальны вопросы разработки концепции
управления многоотраслевым комплексом, организации управления в условиях диверсификации
производства. Возникает необходимость коренного пересмотра и в ряде случаев
отказа от отраслевого принципа управления, поскольку предприятия и
объединения, ориентированные только на одну отрасль, на один вид производства
или продукт, не отвечают современному уровню научно-технического прогресса и
требованиям рынка. Диверсификация производства, условия для которой расширяются
благодаря приватизации, требует в свою очередь гибкого управления
взаимосвязанными звеньями: маневрирования ресурсами, своевременного
реагирования на многообразные потребности рынка, всемерной поддержки
нововведений, рисковых инвестиций и т. п. На этой базе и развиваются
горизонтальные межфирменные связи, управление которыми осуществляется
экономическими методами на договорной основе.
Особое значение в
статусе управления приобретает функция координации. Чем выше уровень
разделения труда и специализации предприятий (и их частей), чем теснее их
взаимозависимость в масштабе региона и страны в целом, тем значительнее
потребность в координации независимо от формы собственности предприятия. Осуществление
координации непосредственно связано со стилем управления, практикуемыми
методами подготовки и реализации хозяйственных решений. Бюрократическая
организация независимо от ее масштабов и сферы действия порождает
централизованную координацию. Здесь больше формализации, типовых подходов и
жестких структур. Демократическому стилю управления адекватна
децентрализованная координация, горизонтальная и в известных случаях
неформальная. При этом к минимуму сводятся стандартные приемы и методы.
Таблица 18.1
Элементы |
Основные |
|
В условиях |
В условиях |
|
Главная цель |
Выполнение |
Обеспечение |
Основная задача |
Увеличение |
Изменение |
Стратегия |
Пассивная, |
Активная с |
Оценка |
По степени |
По положению |
Тип |
Механистическая, |
Адаптивная (вид |
Решения по |
Главным образом |
Главным образом |
Стимулирование |
В зависимости |
В зависимости |
Стиль |
Авторитарный |
Демократический |
Характер власти |
«От должности» |
В зависимости |
.