Права собственности и функции управления :: vuzlib.su

Права собственности и функции управления :: vuzlib.su

263
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Права собственности и функции управления

.

Права
собственности и функции управления

В составе
ключевых факторов экономического развития следует различать статус управления и
статус собственности. Статус управле­ния включает весь комплекс структур,
связей и коммуникаций, тех­нический, информационный и интеллектуальный
потенциал, обес­печивающий необходимые анализ и оценки, принятие и реализа­цию
обоснованных решений. Статус собственности означает ис­пользование
многообразных отношений собственности, обеспечи­вающих каждому работнику
возможность владения и распоряжения принадлежащими ему средствами производства
и результата­ми труда.

Права собственности и функции управления :: vuzlib.su

Статус
собственности — основа всей экономической системы, по­стоянно действующий
фактор развития страны. Сложность и много­образие жестких связей,
существовавших в течение десятилетий в административно-командной системе,
предопределяют, что процесс становления различных форм собственности и основных
структур рынка займет длительное время. Для создания же эффективной ры­ночной
экономики, гибкой и динамичной, активно использующей новейшие достижения
научно-технического прогресса и нацеленной на повышение благосостояния народа,
потребуется довольно продол­жительны и период.

В условиях
приватизации особую практическую значимость при­обретает статус управления. В
какой бы форме ни происходила пере­дача собственности в негосударственный
сектор (разовый выкуп, про­дажа в рассрочку, аренда с последующим выкупом, акционирование,
иностранные инвестиции и др.), во всех случаях нужны радикальные меры по
изменению форм, методов и стиля управления. Без этого нель­зя рассчитывать на
повышение эффективности деятельности предпри­ятий. Речь идет об отходе от
административно-командных методов управления, дискредитировавших себя в
прошлом, опиравшихся на жесткую систему иерархической подчиненности. И процессы
управ­ления, и методы принятия решений, и организационно — распоряди­тельская
деятельность должны отвечать главной тенденции современ­ного периода — переходу
от прямого управления экономикой, всеми ее звеньями и первичными хозяйствующими
субъектами к регулиро­ванию их развития экономическими, финансовыми и
договорными методами (с возможностью использования при необходимости обос­нованных
и четко ограниченных административных мер).

Формы
собственности сами по себе не решают задач, стоящих пе­ред экономикой в целом,
тем или иным регионом, производственно-хозяйственным комплексом, отдельным
предприятием. Ими нужно профессионально управлять применительно к поставленным
целям и складывающейся обстановке, используя экономические рычаги,
организационные структуры, информационные системы, психологи­ческие методы. В
этих условиях важнейшими принципами привати­зации должны быть:

·
сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов государ­ства;

·
отказ от рассмотрения приватизации как существенного источ­ника доходной части
федерального бюджета;

·
ориентация на мировой опыт приватизации;

·
принятие приватизационных решений на основе анализа дол­госрочных планов;

·
постоянный мониторинг состояния предприятий после прива­тизации;

·
приватизация предприятий как единого имущественного ком­плекса;

·
единство нормативно-правовой базы, режима и методов регу­лирования процессов
приватизации;

·
продажа низколиквидных предприятий (пакетов акций).

Формирование
многоукладной экономики на основе приватиза­ции государственных предприятий
неизбежно приводит к разделению права собственности и функций управления.
Профессиональный ру­ководитель становится наемным работником. Решение о его
найме и условиях деятельности принимает собственник, владеющий контроль­ным
пакетом акций или основным паем. Главная форма взаимоотно­шений собственника и
руководителя — контракт, в котором опреде­ляются система подотчетности
последнего и пределы его самостоя­тельности в принятии и реализации
хозяйственных решений. Этот принцип, отражающий объективные потребности
профессионально­го управления, вовсе не исключает того, что при приватизации
мел­ких предприятий в сфере торговли и услуг права собственника и функ­ции
руководителя могут совмещаться в одном лице, поскольку незна­чительные масштабы
деловой активности в каждом отдельном случае делают экономически невыгодным
формальное отделение функций управления.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ