Теневая экономика :: vuzlib.su

Теневая экономика :: vuzlib.su

303
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Теневая экономика

.

Теневая экономика

Размывание прав собственности, отсутствие подлинного
контроля за выполнением законодательства приводит к расцвету теневой экономики.

Теневая экономика — это неформальная экономика,
функционирующая вне правового поля.

Ее ключевым признаком можно считать уклонение от официальной
регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при
регистрации. Функцию средства платежа в теневой экономике выполняют в основном
наличные деньги, в том числе иностранная валюта, а распространенным методом
реализации подобных отношений выступает насилие над субъектом сделок.или угроза
его применения.

Теневая экономика :: vuzlib.su

Можно выделить, по крайней мере, два «поля» существования
теневой экономики:

1) «серый», или нелегальный, рынок, т.е. в принципе
разрешенные, но официально не зафиксированные экономические операции;

2) «черный», или криминальный, рынок, т.е. запрещенные
законом виды деятельности.

«Серый» рынок возникает чаще всего по налоговым или иным
аналогичным соображениям. Предприятия производят продукцию, оказывают услуги,
но документально не оформляют свою деятельность, тем самым избегая уплаты
налогов. «Черный» рынок включает явно преступные разновидности бизнеса вроде
торговли наркотиками или сутенерства. Оба рынка соприкасаются и переплетаются.
Очень часто нелегальный бизнес попадает под рэкет и контроль криминальных
группировок.

Теневая экономическая деятельность существует и в
административно-распределительной, и в рыночной системах, хотя ее масштабы и
сферы могут существенно различаться.

Влияние «теневых» факторов на хозяйственную жизнь может быть
настолько ощутимым, что противоречие между неформальным и формальными укладами
превращается из второстепенного в существенное социально-экономическое
противоречие — те или иные формы его проявления наблюдаются практически во всех
сферах жизнедеятельности общества. Дальнейшее усиление теневой экономики грозит
подчинением ей «всего и вся». Это означает, что проблема выработки отношения к
ней вышла за ведомственные рамки силовых структур и превратилась в
общегосударственную.

Масштабы теневой экономики огромны. Измерить ее точно
практически невозможно. Теневая экономика возникает из-за стремления избежать
измерения. Ряд экономистов использует некоторые косвенные методы, позволяющие
дать ее относительную оценку. Во второй половине 90-х годов в развитых странах
теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с переходной
экономикой — 23%, а в развивающихся — 39% ВВП.

По данным МВФ, официальный общемировой ВВП в 1999 г. составил 39 трлн
долл. Можно утверждать, что с учетом теневого сектора еще как минимум 8 трлн
долл. добавленной стоимости ежегодно производится экономикой (неофициальной, не
попадая в бухгалтерские отчеты предприятий и Официальную статистику как
отдельных государств, так и международных предприятий. Таким образом, по своим
размерам глобальная теневая экономика сопоставима с экономикой США — страны,
имеющей самый крупный ВВП в мире. Теневая экономика на Западе не только
значительна по своим масштабам, но и постоянно растет. Если взять данные за 1998 г., то страной с
наиболее высокой долей теневого сектора является Греция (29,0% официального
ВВП). На втором месте Италия (27,8%) и Бельгия (23,4%). В среднем эшелоне
оказываются Ирландия, Канада, Франция и Германия (14,9% — 16,3%). Наиболее
низкие показатели доли теневого сектора имеют Австрия (9,1%), США (8,9%) и
Швейцария (8,0%). На первый взгляд эти цифры относительно невелики. При
переводе из относительных в абсолютные показатели оказывается, что в США
теневая экономика ежегодно создает товаров и услуг на 700 млрд долл., в Италии
— на 310 млрд, а в Великобритании — на 190 млрд долл. Лидером по занятости в
теневой экономике является Италия. В ней занято от 30 до 48% численности
занятых в легальном секторе (теневая экономика решила проблему безработицы). В странах
Евросоюза не менее 10 млн человек занято исключительно в теневой экономике, а в
целом по ОЭСР — порядка 17 млн.

В Восточной Европе наибольший масштаб теневая экономика
приобрела в Балканских странах — Македонии, Хорватии и Болгарии (около 40%
ВВП), Албания — сплошной черный рынок.

Теневая экономика в России имеет давнюю историю. В 1973 г. теневой сектор в
СССР составлял примерно 3% ВВП, в 1990—1991 гг. — 10—11%, в 1993 г. он составил 27% ВВП,
а еще через 3 года — уже 46% (данные Московского института социоэкономических
проблем).

В России до 80% хозяйствующих субъектов негосударственного
сектора экономики находится под контролем криминальных сообществ, взимающих с
них плату, в их числе более 500 банков, около 50 бирж, практически вся сеть
мелкоптовой и розничной торговли. Две трети легализуемых средств, полученных
таким путем, вкладывается в развитие криминального предпринимательства, пятая
часть расходуется на приобретение недвижимости. Неконтролируемая хозяйственная
деятельность охватывает 20% экономики России, свыше 40% товарооборота
потребительского рынка приходится на незарегистрированных хозяйствующих
субъектов. Незаконные доходы финансовых компаний, образовавшиеся в связи с их
уклонением от выполнения обязательств перед вкладчиками, составили в 1994 г. 20 трлн руб. (почти
5 млрд долл.). Доля скрытой оплаты труда в общем объеме ВВП в 1996 г. составила 11% против
9% в предыдущем году при уменьшении объемов ВВП.

Быстрый рост теневой экономики в России был обусловлен
прежде всего фискальной политикой государства: предприятия старались избежать
уплаты налогов, объясняя это чрезмерно высокими ставками. У бизнеса также были
веские основания сомневаться в способности государства эффективно использовать
налоговые поступления для общественного перераспределения. В результате в
России сформировалась совершенно уникальная по международным меркам теневая
экономика. Ее основные черты — уход от налогов, бегство капиталов за рубеж,
двойная бухгалтерия, «челночная» и бартерная торговля, скрытая безработица,
коррупция.

Теневая экономика неоднородна по своей структуре. Главными
фигурами теневой экономики являются криминальные элементы (торговцы наркотиками
и оружием, рэкетиры, сутенеры и т.п., в известной мере сюда относятся
охваченные коррупцией представители органов власти и управления) и
теневики-хозяйственники (в том числе предприниматели, коммерсанты, финансисты,
банкиры, промышленники и аграрии, мелкие и средние бизнесмены, в том числе и
«челноки»). Теневики-хозяйственники ведут и легальный бизнес, образуя перспективную
основу будущего мощного среднего класса. Если «теневи-ки-уголовники»
предпочитают вариант незаконного (полузаконного) «отмывания» криминальных
доходов, то «теневики-хозяйственники» заинтересованы в легализации доходов
законными способами — посредством изменения действующих норм и законов. А
поэтому государству необходимо:

• обеспечить благоприятные для бизнеса изменения
правохозяй-ственных условий (связанные с налоговой, приватизационной,
внешнеэкономической и другими видами политики), придав этим действиям
упреждающий по отношению к назревшему усилению карательных мер характер;

• формировать новое отношение к отечественным
предпринимателям, в том числе проживающим за рубежом, разрабатывать и
реализовывать программы репатриации капиталов и превращения их в инвестиционный
ресурс России;

• четко разграничить капиталы криминальных элементов и
«тени-виков-хозяйственников» и наладить определенный учет этого разграничения в
правовых актах по борьбе с экономической преступностью и коррупцией, в
хозяйственном законодательстве в целом;

• наладить общественный контроль за деятельностью
хозяйствующих субъектов в границах «правового поля», связанный, в частности, с
общедоступностью данных о правонарушениях в сфере экономики;

• укрепить доверие к власти, что предполагает
развертывание эффективной защиты населения от различного рода финансовых
мошенничеств, защиту сбережений, капиталов и самого института частной
собственности.

Теневая экономика в России сегодня достаточно велика, чтобы
серьезно подрывать рыночные механизмы.

4. Распределение и доходы. Социальная справедливость и
социальное неравенство в переходной экономике

Специфическая для современной переходной экономики система
распределения призвана обеспечить, с одной стороны, социальную защиту, с другой
— стимулы к труду, предпринимательской деятельности, использованию
инновационного потенциала работника. Она включает два механизма распределения:
рыночный механизм и механизм распределения по труду, доставшийся от централизованной
системы хозяйствования.

В рыночной системе хозяйствования существует достаточно
простая модель факторных доходов, объясняющая получение доходов, которые
приносит каждый из факторов производства: труд — заработную плату, капитал —
прибыль, земля — ренту. В последнее время к ним добавляют предпринимательские
способности, которые также обеспечивают соответствующие доходы.

Существует и вторая модель объяснения источника доходов,
имеющая в своей основе марксистскую трактовку: создаваемый общественный продукт
рассматривается как результат деятельности наемного работника, труда,
создающего всю новую стоимость, которая не случайно в любой экономической
статистике называется вновь созданной стоимостью. Соответственно и доход должен
был бы принадлежать тому, кто создал эту стоимость, но при условии, что и
средства производства оказались бы в руках тех, кто осуществляет трудовую
деятельность.

Однако, поскольку современная рыночная экономика в
большинстве случаев основана на отчуждении работника от собственности на
средства производства, часть созданного дохода присваивается собственником
средств производства. Эта часть — прибыль, или в марксистской теории —
прибавочная стоимость, является источником накопления и личного дохода класса
собственников средств производства. Работник же получает только заработную
плату, хорошо если равную стоимости рабочей силы.

Модель распределения по труду переходной экономике досталась
в качестве «наследства» централизованной системы хозяйства. На практике она
представлена прежде всего в превратных формах уравниловки и социальной
несправедливости, связанной с наличием привилегий и льгот бюрократического
аппарата. По своей сути эта система является не чем иным как моделью
нормативного распределения, основанной на том, что каждый работник получает
эквивалент своих трудозатрат (за вычетом той доли, которая необходима для
накопления, поддержания уже и еще нетрудоспособных, развития социальной сферы и
иных целей общественного или коллективного саморазвития) в нормативной форме (с
учетом количества и качества труда, его результативности).

Механизм распределения в переходной экономике противоречиво
соединяет две модели: распределение по труду и рыночную конкуренцию. Он
фактически организован не столько как нормативный или рыночный (конкурентный)
механизм, сколько как смена традиционных уравниловки и бюрократических подачек
стихийными подачками (осуществляемыми или государством, или региональным
чиновничеством, или руководителями той или иной частной или
псевдогосударственной корпорации) и доходами от процессов первоначального
накопления капитала, замешанными частью на законах рынка и эксплуатации, частью
на насилии, как новоявленном, так и унаследованном от тоталитарной системы.
Постепенно эта система эволюционирует к большей стабильности.

Система отношений распределения переходной экономики,
соединяющая конкурентные начала с распределением по труду, должна:

• предполагать наличие некоторых нормативов,
минимальных стандартов, гарантирующих определенный доход для лиц наемного труда
или для лиц, занятых в государственных и коллективных предприятиях, при условии
выполнения некоторого уровня квалификационных требований. Причем в случае, если
гарантированный доход наемных работников не может быть обеспечен, фирма
разоряется, а работники должны быть трудоустроены;

• дополняться системой материального стимулирования,
основанной на рыночных принципах, включающих конкуренцию предприятий в условиях
социально-ориентируемого и регулируемого рынка.

Система стимулов к труду состоит: из системы денежного
стимулирования труда, обеспечивающего прямую связь между мерой труда и мерой
получаемого работником денежного вознаграждения, которое должно быть тесно
связано для работников с их инициативой и активностью; из системы социальных
стимулов (создание достойных условий труда; мотивация труда переходом к более
интересному, творческому, содержательному трудовому процессу; стимулирование
свободным временем; улучшение отношений в коллективе); из системы моральных
стимулов, которые ориентированы на мотивацию человека как личности;

• включать не только механизмы, связанные с оплатой
труда, но и с получением доходов от собственности, предпринимательства,
стимулированием этих доходов в той же мере, что и трудовые доходы. Исключением
могут стать лишь некоторые сверхвысокие доходы, которые вместе с тем могли бы
использоваться лицами, их получающими, для благотворительной общественной
деятельности. При этом целесообразно создание условий, дестимулирующих развитие
рантье, паразитирующих на экономике, а также спекулятивного капитала, что
наиболее типично для переходной экономики. Необходимы жесткие ограничения,
связанные с бюрократическими привилегиями, близостью к государственной
собственности и другими формами использования привилегированного
бюрократического положения в рамках государственных и крупных частных
корпораций;

• дополняться общественным контролем за системой
распределения. Каждый человек должен иметь право получения любых законных
доходов при условии их фиксации на едином именном счете в том или ином банке и
оплаты всех необходимых покупок с этого счета путем перечисления или снятия
денег для наличных расчетов. В перспективе целесообразно развитие «электронных»
денег или других современных форм, широко развитых на Западе.

Система отношений распределения — это не только система
оплаты труда и регулирования доходов, но и система социальной защиты,
обеспечивающей гарантии равных стартовых возможностей и устойчивость положения
человека. Она предполагает гораздо более сложную систему отношений, позволяющую
задействовать механизмы обеспечения социальной справедливости для роста
экономической эффективности, стимулирования производительного интенсивного
труда и «задействования» предпринимательских способностей большинства членов
общества для реализации экономических, социальных, гуманитарных целей.

Социальная справедливость и социальное неравенство

Рыночная система — это система, в которой действуют
отношения конкуренции, а величина дохода в условиях конкуренции определяется не
только тем объемом труда, которым обладает собственник средств производства, но
и тем, как сложится соотношение спроса и предложения на рынке.

Производитель, ведущий себя согласно требованиям
конкуренции, получает прибыль, расширяет производство и процветает, если ему
удается уловить пульс рынка. Это создает сильнейшую мотивацию
предпринимательской Деятельности, служит прогрессу экономики.

Обманувшиеся в своих расчетах попадают в число неудачников и
разоряются. С этим связана постоянная дифференциация доходов, имущественное
расслоение как один из законов развития рыночной экономики.

Рынок устанавливает экономическую справедливость в том
смысле, что более знающий, более предприимчивый, располагающий большими и
лучшими ресурсами, оказывается в лучшем экономическом положении, и наоборот. И
в этом состоит определенный смысл экономической справедливости: каждый получает
по заслугам. Справедливыми в рыночной экономике признаются все доходы,
полученные в результате свободной конкуренции.

Однако есть и другая сторона справедливости —
социально-экономическое равенство гуманистического порядка. Во-первых, оно
подразумевает, что благополучие членов общества не должно зависеть от их
стартовых возможностей — от доставшихся им материальных факторов производства.
Во-вторых, оно исходит из того, что в обществе есть люди менее способные, есть
убогие, сирые, больные и принципы человечности, гуманности требуют, чтобы все
имели какой-то минимальный, достойный человека уровень жизни.

Рыночная система сама по себе, автоматически не обеспечивает
такой социальной справедливости, социального равенства людей. Для приближения к
нему необходимо государственное перераспределение благ. Это одна из функций
государства в рыночной и переходной экономике.

Переход к рыночной экономике сопровождается резким
увеличением дифференциации доходов различных слоев населения. Причем этот
процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции,
которые обостряют проблему неравенства, вызывая снижение жизненного уровня
населения. Государство вынуждено более интенсивно участвовать в регулировании
распределительных процессов, происходящих в переходной экономике. Цель
государственного вмешательства — сократить различия в размерах доходов между
отдельными субъектами путем их перераспределения, ограничить степень
социального неравенства.

Существуют различные формы перераспределения, направленные
на смягчение дифференциации доходов и помощь наиболее нуждающимся. Среди них
трансферты в денежной и натуральной форме, зависящие от величины дохода или
социального статуса получающего помощь; система прогрессивного налогообложения,
заставляющая богатых платить много больше, чем платят бедные. При этом главная
роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам, поскольку
возможности увеличения налогообложения ограниченны. Высокие налоги снижают деловную
активность. Не безграничны и возможности использования трансфертных платежей
как канала перераспределения доходов. Значительное увеличение их размеров и
продолжительности выплат ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет как
на экономику, так и на социальную атмосферу в обществе. И все-таки пенсионное
обеспечение, медицинское страхование, пособия по безработице, бесплатное
обучение и многое другое гарантируют известный минимум потребления,
обеспечивающий достойное существование даже бедным слоям населения в переходной
экономике.

Государственное регулирование доходов населения

Государственное влияние на доходы населения связано с его
институциональной основой.

Институциональной основой регулирования доходов населения
выступает государственный бюджет, который представляет собой крупнейший
денежный фонд, предназначенный для осуществления системных преобразований,
поддержания социальной стабильности и достаточного уровня доходности у
низкодоходных групп населения. В этом смысле бюджет играет такую же роль, как
ценовой механизм в установлении рыночного равновесия.

Системное использование государственных методов
регулирования доходов населения в переходной экономике включает регулирование
заработной платы, налогообложение, индексацию доходов и трансфертные платежи.

Государственное воздействие на заработную плату
осуществляется через установление минимального размера оплаты труда. В сфере
частного предпринимательства действуют двусторонние (трехсторонние) специальные
соглашения между работниками и работодателями (и государством), получившие
название социального партнерства.

Следующим, не менее важным инструментом государственного
регулирования доходов населения является их прогрессивное налогообложение.
Налогообложение — косвенный метод государственного регулирования.

Под налоговым регулированием понимается изъятие государством
части доходов населения в полное свое распоряжение по установленным ставкам в
целях обеспечения общегосударственных нужд.

Еще одним инструментом государственного регулирования
доходов населения является их индексация.

Под индексацией доходов населения понимается государственный
механизм, необходимый для реализации рыночных закономерностей распределения
произведенного общественного дохода в условиях роста инфляции с целью
приспособления денежных доходов населения к росту потребительских цен и
поддержания покупательной способности населения.

Индексация доходов как инструмент регулирования призвана
компенсировать потерю доходов в результате роста цен.

Использование механизма индексации предполагает, что
основные его элементы (выбор индекса, формы и периодичность корректировки)
рассчитываются заранее, с учетом экономических возможностей общества и
государства.

Индексация осуществляется как за счет государственного
бюджета, так и за счет внебюджетных фондов.

В современных условиях рынка средством государственного
регулирования доходов населения могут также выступать трансферты. Значение
социальных трансфертов в мировой практике специалистами оценивается неоднозначно.
Так, в 60 — 70-е годы рост трансфертных платежей расценивался как положительное
явление и характеризовал возрастание роли государства в регулировании доходов
населения. Сегодня все отчетливее проявляет себя тенденция снижения
регулирующей роли трансфертов. Более того, ряд иностранных экономистов считают,
что увеличение трансфертных выплат наносит вред населению, так какявляется
«наркотиком», который подрывает жизненные силы.

В настоящее время центр тяжести в социальной политике
западных стран перемещается от так называемых пассивных трансфертов (прямых
денежных выплат) к активным, связанным с расходами государства на образование,
науку, здравоохранение, с инвестициями в человеческий капитал.

Социальная политика

Социальная политика — это деятельность государства по
управлению социальными процессами в обществе, обеспечению материальных и
культурных потребностей, регулированию процессов социальной дифференциации,
позволяющей каждому члену общества реализовать его социально-экономические
права, необходимые для нормального воспроизводства и развития личности.

Для осуществления социальной политики государство решает ряд
задач, среди которых:

• регулирование социально-трудовых
отношений (заработной платы, доходов, цен, условий труда и
воспроизводства рабочей силы);

• формирование и поддержание экономических стимулов
для участия в общественном производстве;

• социальная защита человека и его основных
социально-экономических прав;

• развитие социальной инфраструктуры
(жилищно-коммунальных услуг, транспорта, образования, здравоохранения),
качество и характер продукции которых отвечают условиям жизнедеятельности,
воспроизводства населения и всестороннего развития человека.

Государственная социальная политика практически реализуется
через формирование эффективной системы социальной защиты, которая, в свою
очередь, включает социальную помощь и социальное страхование. Финансирование
программ социальной защиты осуществляется через государственный бюджет и
специализированные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости,
медицинского страхования и пенсионный фонд).

Социальная помощь выплачивается тем лицам, доходы которых
ниже установленного прожиточного минимума, и включает пособия малообеспеченным,
на детей, инвалидам и т.д.

Социальное страхование — система денежных выплат,
организованная на основе обязательных специальных взносов. К страховым выплатам
относятся; пособия по безработице, временной нетрудоспособности, по
беременности, а также пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца
и т.д. Особенностью страхования является тесная связь между взносами и объемом
страховых услуг. Размер выплат ориентирован на объем индивидуальных взносов.
Все платежи по социальному страхованию соотносятся с заработной платой и
осуществляются в виде процента от ее размера. Такой принцип страхования
отвечает рыночным принципам.

В мировой практике существует два вида страхования: частное
(добровольное) и государственное (обязательное).

Частное страхование связано с ущербом, нанесенным
неблагоприятными событиями, в основном различными катастрофами.

В социально ориентированной экономике преобладает
обязательное государственное страхование.

Социальные амортизаторы, используемые государством в ходе
рыночной реформы, особенно при «шоковой терапии», должны включать широкий набор
средств, которые использовались другими государствами в аналогичных условиях,
но главное, чтобы это была продуманная, целенаправленная программа социальной
поддержки населения, осуществляемая под контролем государства. По мнению экономиста
А. Лифшица, такая высокая социальная плата за проведение рыночной реформы,
которую заплатила Россия, непомерна и неприемлема, ибо возникла угроза
физическому выживанию значительной части населения, растянутая во времени.
Главная основа подобной социальной программы заключается в следующем:
установление и соблюдение гарантированного прожиточного минимума, соблюдение
сроков выплаты заработной платы, определение ее порога, регулирование
дифференциации доходов, перечень гарантированных государством бесплатных
социальных услуг в области здравоохранения, образования, страхования и др. В
данном случае предполагается отказ от веры в автоматизм рынка *и политики
невмешательства государства в экономические процессы.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ