ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
ГЛАВА 3 ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ
.
ГЛАВА 3 ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ
В 1962 г.
компания «Пиллсбери» приобрела фирму, которая производила новый
высококачественный сорт мороженого. На рынок мороженое поступало под названием
«Хааген-Дац». Добавка в мороженое большего количества крема и яиц делала его
более калорийным и ароматным, чем другие сорта, а звучащее на скандинавский лад
название позволило предположить, что этот высококачественный продукт можно
продать дороже. Но прежде чем увеличить выпуск и продажу данного сорта
мороженого, компания должна была решить важную проблему: какую цену за него
назначать? Для этого недостаточно знать, что потребители могут заплатить за
первосортное мороженое больше денег. Вопрос заключался в том, насколько
больше. «Пиллсбери», следовательно, должна была тщательно проанализировать
потребительские предпочтения, чтобы определить спрос на мороженое и его
зависимость от цены и качества.
В начале 60-х годов отчеты об уровне жизни бедных озаботили общественность.
В 1964 г.
Конгресс принял закон о продуктах питания по талонам, согласно которому
федеральное правительство должно было финансировать специальную программу.
Программой предусматривалось, что семьи с очень низким доходом будут получать
талоны на продукты питания. Но при разработке и оценке данной 3-170
программы возникла такая проблема: насколько больше
продуктов питания обеспечат неимущим талоны по сравнению с обычными
субсидиями, которые могут быть потрачены любым образом на покупку необходимых
продуктов питания? Другими словами, будет ли эта программа эффективнее, чем
увеличение дохода, которое в значительной степени пойдет на приобретение
непродовольственных товаров? Здесь опять-таки необходим анализ поведения потребителей.
В данном случае правительство должно было определить, какое влияние окажет на
питание изменение уровней доходов и цен.
С помощью экономической теории поведения потребителя могут
быть разрешены различные проблемы. В этой и следующей главах мы увидим, как
потребители распределяют свои доходы и как это влияет на спрос на разные
товары и услуги. Это в свою очередь поможет нам определить, как изменения в
доходе и ценах влияют на спрос и почему спрос на некоторые товары более
чувствителен к изменениям цен и доходов, чем на другие.
Поведение потребителя лучше рассматривать в три этапа.
Первый заключается в изучении его предпочтений. При этом особенно нужны
критерии, по которым потребители могут предпочесть один товар другому. На
втором этапе мы должны учесть тот факт, что потребители сталкиваются с
бюджетными ограничениями — они располагают только ограниченными доходами для
приобретения предметов потребления. В зависимости от цен на различные товары
доходы потребителей позволяют им купить определенный ограниченный набор
товаров. На третьем этапе нам предстоит совместить потребительские предпочтения
с бюджетными ограничениями и определить потребительский выбор. Другими
словами, учитывая предпочтения и ограниченность доходов потребителей,
необходимо определить, какие сочетания товаров потребители выберут для покупки,
чтобы максимизировать удовлетворение своих потребностей. Рассмотрим каждый
этап в отдельности.
.