ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Австрийская школа
.
Австрийская школа
Австрийская школа объединила экономистов и преподавателей
австрийских университетов. Ее виднейшими представителями явились К. Менгер
(1840-1921), Э. фон Бём-Баверк (1851-1919), Ф. Визер (1851-1926).
Начало австрийской школе, сформировавшейся в 70-х годах XIX
в., положили работы Томаса Госсена. Эта школа получила большой резонанс и
оказала значительное влияние на другие школы в разных странах.
Теории, близкие австрийской школе, развивали англичанин
Уэсли Джевонс (1835-1882) и Леон Вальрас (1834-1910) (Швейцария), положившие
начало математическому направлению в экономической теории.
Австрийскую школу называют еще школой предельной полезности.
Ее представители выдвинули положение о том, что экономическая теория должна
изучать явления хозяйственной жизни с точки зрения хозяйствующего субъекта.
Движущими мотивами в экономике являются психологические мотивы. Психология
субъекта всегда первична по отношению к экономике. Метод австрийской школы
называют методом робинзонад, нацеливающим на изучение индивидуального
хозяйства.
Представители этой школы отказались от определения стоимости
трудом. Для определения товара был предложен термин «материальное
благо», стоимости — термин «ценность», определяющий полезность
вещи. Вводится новый вид определения стоимости — предельная полезность.
Ценность материальных благ рассматривалась как свойство тех вещей, которые
подвержены закону редкости.
Процесс образования ценности представлен двумя этапами: 1)
образование субъективной ценности; 2) образование объективной ценности. Под
субъективной ценностью понимается индивидуальная оценка материального блага
отдельным потребителем. Ценность зависит от насыщенности потребления данных
благ (стакан воды у источника и в пустыне). Для определения ценности была
введена категория предельной полезности. Предел берётся как крайняя величина в
ряду материальных благ. Под объективной ценностью представители австрийской
школы понимали среднюю величину, образующуюся на рынке при столкновении многих
субъективных оценок, спроса и предложения.
Принцип предельности распространился и на средства производства.
Была создана теория «производительного блага», которая обосновывала,
что процент, прибыль, рента возникают помимо стоимости.
Идеи австрийской школы легли в основу маржинализма (marginal
— предельный). На её базе сформировалась методология значительного числа
направлений современной экономической науки.
.