ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Возникновение утопического социализма
.
Возникновение утопического социализма
В позднее средневековье (XVI-XVII вв.) в экономической мысли
Западной Европы происходят значительные изменения, вызванные глубоким процессом
развития мануфактурного производства. Великие географические открытия,
ограбление колоний ускорили процесс накопления капитала.
В этот период возникают социальные утопии. Одним из основоположников
утопического социализма был Томас Мор (1478-1532), выдающийся
мыслитель-гуманист, политический деятель тюдоровской Англии, казненный за
оппозицию абсолютизму (отказался принести присягу королю как главе церкви).
Сын богатого судьи и сам юрист по образованию, Мор занимал высокие
государственные должности.0 Но несмотря на это, он сочувствовал бедствиям
народных масс.
В 1516 г. им было опубликовано знаменитое сочинение
«Утопия»,* положившее начало утопическому социализму и давшее ему
название.
* Мор Т. Утопия. М.: АН СССР, 1935.
Мор подверг резкой критике господствовавшие в Англии социальные
порядки, методы первоначального накопления капитала. Первопричину возникновения
нищеты он видел в частной собственности, выступал ее противником.
Мор был первым критиком капитализма. Взгляды Мора не представляли
особой научной теории. Это были лишь мечты.
К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит
итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639), вышедший из среды бедного
крестьянства. Он известен как активный участник борьбы за освобождение Южной
Италии от гнета испанской монархии. Оказавшись в руках врагов, Кампанелла 27
лет провел в казематах. Там он написал свое знаменитое сочинение «Город
Солнца» (1623), в котором подверг резкой критике социальный строй Италии
того времени.
* Кампанелла Т. Город Солнца. М.: АН СССР, 1954.
В нем Кампанелла выдвинул проект идеального утопического
государства — город Солнца, основу которого составляла общность имущества.
Отражая традиции экономической мысли средневековья, он ориентировался на
хозяйство натурального типа. Общество будущего рисовалось ему как совокупность
сельскохозяйственных общин, к работам, в которых привлекаются все граждане.
Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, всеобщность труда,
отвергал тезис о том, что после отмены собственности никто не будет работать.
Потребление в городе Солнца, считал он, будет общественным при изобилии
материальных благ, исчезнет нищета. Отношения между людьми должны основываться
на принципах дружбы, товарищеского сотрудничества и взаимопонимания.
Однако ни Т. Мор, ни Т. Кампанелла не знали реальных путей к
новому обществу. Они ограничились описанием утопического государства с
необычными порядками, в чем проявилась историческая ограниченность их
экономических проектов.
.