ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
5.3. Бюджетный процесс
.
5.3. Бюджетный процесс
Бюджетный процесс – это регламентированный законодательством
порядок составления, рассмотрения, утверждения бюджетов, их исполнение и
контроль за исполнением, утверждение отчетов об исполнении бюджетов, входящих в
бюджетную систему государства.
Бюджетный процесс состоит из двух частей:
– бюджетного планирования;
– исполнения бюджета.
Бюджетное планирование включает составление проекта бюджета,
его рассмотрение и утверждение.
Задачи бюджетного планирования:
– достоверное определение объема и источников формирования
доходов бюджета;
– оптимальное распределение расходов по отдельным группам и
отраслям;
– сбалансирование бюджета.
Методы бюджетного планирования:
а) общий метод – балансовый;
б) отдельных статей
– нормативный;
– прямого счета;
– аналитический;
– коэффициентов.
Процедура бюджетного планирования – последовательность
мероприятий и действий по составлению и рассмотрению проекта бюджета. Она
определяется Законом «О бюджетной системе Украины» и на государственном уровне
включает следующие этапы и стадии:
– составление проекта бюджета;
– направление Верховной Радой Президенту бюджетной
резолюции, в которой определяются основные направления бюджетной политики на
следующий бюджетный год;
– разработка Министерством финансов прогнозного проекта
бюджета, базируясь на основных прогнозных макропоказателях экономического и
социального развития;
– доведение прогнозных показателей проекта бюджета
министерствам, ведомствам и другим органам государственной исполнительной
власти;
– согласование показателей прогнозного проекта бюджета с
предложениями министерств, ведомств и др.органов;
– разработка Министерством финансов рабочего (согласованного)
проекта сводного (консолидированного) и Государственного бюджета и подача его в
Кабинет Министров;
– рассмотрение проекта бюджета в Кабинете Министров,
принятие решения о его одобрении и подача Президенту проекта Закона о бюджете;
– рассмотрение проекта Закона о бюджете Президентом и подача
его Верховной Раде.
Рассмотрение и утверждение проекта Закона о Государственном
бюджете Украины:
– рассмотрение проекта Закона о Государственном бюджете в
комиссиях и комитетах Верховной рады;
– доклад Министра финансов на заседании верховной Рады и
содоклад председателя бюджетного Комитета Верховной Рады;
– обсуждение проекта Государственного бюджета на заседании
Верховной Рады;
– принятие соответствующего решения о результатах
рассмотрения проекта Закона о Государственном бюджете:
а) утвердить Закон о Государственном бюджете Украины;
б) одобрить в первом чтении и направить на доработку;
в) отклонить и направить на переработку
Исполнение госбюджета состоит в мобилизации запланированных
доходов и финансировании предусмотренных расходов. Организация исполнения
бюджета возложена на Кабинет Министров, оперативная работа осуществляется
Министерством финансов, государственной налоговой администрацией и
казначейством.
Исполнение бюджета осуществляется на основании росписи доходов
и расходов. Этот документ составляется после утверждение бюджета в разрезе
подразделений бюджетной классификации, дающей полную детализацию видов доходов
и направлений расходов. Роспись доходов и расходов составляется с поквартальной
разбивкой, что дает возможность сбалансировать бюджет в разные периоды.
Кассовые исполнения бюджета (поступление средств на счета
бюджета, их хранение и выдача, а также ведение учета и отчетности) может осуществляться
по двум системам: банковской и казначейской. При банковской бюджетные счета
открываются в учреждениях банковской системы. При казначейской создается
специальная структура – казначейство, которое ведет бюджетные счета, мобилизирует
средства и финансирует расходы.
Составление отчета об исполнении бюджета Министерством
финансов и утверждение его Парламентом последняя стадия бюджетного процесса,
начинающая после окончания финансового года.
.