8. Подсознательная сознательность :: vuzlib.su

8. Подсознательная сознательность :: vuzlib.su

50
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


8. Подсознательная сознательность

.

8. Подсознательная сознательность

Если дальше всматриваться в феномен
морали, неизбежно появляются новые вопросы, обсуждать которые здесь нет
возможности. Просто напомню об их существовании.

Действие морали связано с некоторой
машинкой, которая прячется в глубине каждого из нас. Иногда она сразу
включается, иногда нет. Совесть есть, но в сознание попадает не сама совесть, а
ее голос, который звучит не всегда. Предположим, вы кого-то обидели десять лет
назад и успешно забыли об этом. Потом вам ночью приснилась та давняя ситуация,
и вот невозможно заснуть, забыть о своей жестокости. Но человека уже не
вернуть, или след его затерялся, а совесть вас мучает. Речь идет о простой,
элементарной вещи: сам механизм оценок находится не в сознании, в сознании
могут проявляться (или не проявляться) некоторые следствия его работы. Механизм
оценок находится в сфере под- или сверхсознательного (не хочу углубляться
сейчас в это разделение). Это мощная сфера, которая неподконтрольна
рациональному, поэтому, хотите вы или нет, она живет своей жизнью. И когда
сознание говорит одно, а подсознание – другое, вы испытываете мощный стресс.

Например, такой стресс испытывают
партнеры Сократа по диалогам. Один из моих любимых диалогов Платона – это
«Горгий», где вначале Сократ обсуждает с Полом и Горгием, как надо жить,
справедлива или несправедлива деятельность политика (в современных терминах –
предпринимателя). Как всегда, он задает им вопросы, на которые они должны
отвечать только «да» или «нет», и чисто логически приходят к выводам, которые
их травмируют, не совпадают с их интуитивной оценкой, противоречат здравому
смыслу. Например, получается, что когда некто творит несправедливость, он
страдает больше, чем его жертва. Логически это так. В этот момент наступает
эмоциональный срыв. Партнеры Сократа бьются в истерике, брызгают слюной и
вопят, что да, пусть он доказал, но этого не может быть, они с этим не согласны
и т.д.

Механизм оценок поведения вообще
внерационален, дорационален, это наследие очень древней истории, он возник еще
во времена общества традиции (вспомните материал наших лекций и семинаров). На
лекциях мы пытались немного обсудить проблемы внутренних голосов, интуиции. У
Сократа был «даймон», который все время нашептывал ему на ухо, что делать.
Вспомните цикл анекдотов про ковбоя с внутренним голосом. Коллеги
предприниматели помнят все эти анекдоты. Люди, описанные в трудах
исследователей первобытного мышления, вообще устроены так, что они ничего не
выбирают. В каждый отдельный момент они точно знают, как действовать, не думая
о том, знают или нет. А на случай отклонения от рекомендаций внутреннего голоса
(или заветов предков) у них вместо народных дружинников, суда и следствия
действует механизм «табу». Если человек нарушает табу, он умирает без малейшего
внешнего принуждения. Если он нарушил его случайно, не ведая об этом, то живет,
но как только ему укажут пальцем на это обстоятельство, он немедленно
скончается, без всяких санкций.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ