5. Творец и выборщик :: vuzlib.su

5. Творец и выборщик :: vuzlib.su

139
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


5. Творец и выборщик

.

5. Творец и выборщик

Тут я за неимением времени прыгаю
через целый этап рассуждений и предлагаю вам гипотезу, которую мы сегодня
доказывать не будем: оценке в координатах «хорошо или плохо» подлежит не тот
или иной поступок и не та или иная форма деятельности, а акт выбора или
самоопределения. Когда некто, скажем, предприниматель, самоопределяется по
отношению к целому набору разных схем или выбирает одну из них, тогда в этом
акте выбора, что бы он ни говорил и ни думал, он осуществляет свою свободную
волю.

На это тоже можно посмотреть с разных
точек зрения. С каких же? Я назову несколько.

Первая. Каждый акт выбора не
полностью (а чаще «полностью не») рационален. Модель идеального выбора – это
модель буриданова осла. В реальном выборе участвуют такие факторы как жизненный
опыт, интуиция, эстетические начала, ночные сновидения, гадания – все, что
угодно. Только позднейшие времена принесли такой странный взгляд, согласно
которому человек действует рационально и выбирает с помощью калькулятора. На
протяжении всего исторического времени, вплоть до самого новейшего, не
обходилось без авгуров, гаданий на внутренностях и курения мухоморного порошка.

А если это иррациональный акт,
значит, в ситуации выбора соучаствует вся сфера надличностного,
трансперсонального, архетипического, наверняка там не обходится без благодати и
предопределения…

Вторая. Из чего выбирает человек
(скажем, предприниматель)? Для того чтобы он из чего-то выбирал, нужно, чтобы у
него был выбор из разных схем, а для этого, как минимум, налицо должны быть эти
схемы. Если выбор возникает в связи с тем, что у вас была устоявшаяся привычная
деятельность, а потом появилась новая, и вы должны выбирать, остаться ли в
старой или перейти в новую – то этому выбору предшествует важнейший факт. Если
вы счастливо живете в семье и вдруг чудесным образом вас посещает внезапная
любовь, вы вдруг обнаруживаете себя в ситуации выбора. Либо нужно как-то
остаться с предыдущей женой, либо отправиться к новой. Не хотелось попадать в
ситуацию подобного выбора, но увы… Да, но для того, чтобы она создалась,
сначала должна была налететь внезапная любовь, поскольку без этого не было бы
ситуации выбора. Чтобы выбрать одну из двух форм деятельности, вторая должна
возникнуть. Либо вы ее создаете в акте творения, либо ее создает другой и вам
подсовывает. Акт творения не является частью акта выбора, он предшествует ему и
порождает его. Поэтому-то акт творения находится по ту сторону Добра и Зла, о
чем мы с вами уже говорили.

Предприниматель подлежит нравственной
оценке не тогда, когда он изобретает схемы, а тогда, когда он начинает выбирать
между одной схемой и другой (неважно, он ли ее изобрел или кто-нибудь другой).
Вот с этого момента начинается оценка. Когда он ее изобретает, предприниматель
как творец, как создатель, – это точно такой же влюбленный. Он скорее жертва
новой схемы, чем злодей, который с ее помощью вскрывает брюшные полости.
Поэтому мы оцениваем не предпринимателя-творца, а предпринимателя-выборщика.

С момента появления на свет с новой
схемой деятельности могут происходить самые разные вещи, но она сама по себе
амбивалентна. Ракета может быть орудием возмездия или средством отправки на
орбиту спутника, который обеспечивает мобильную связь. Нечто может появляться
из благих соображений и потом легко использоваться во зло – вспомните
изобретения отца Кабани из повести Стругацких «Трудно быть богом». Нечто может
быть изобретенным как элемент оружия и потом через конверсию превратиться в
какой-то бытовой прибор, самый невинный и полезный, это сплошь и рядом
происходит. То есть даже намерение творца не играет большого значения, потому
что как бы вы ни были намерены сотворить нечто злое – если нет дара творца,
ничего не сотворится. И наоборот. Это просто разные этажи личности, разные
измерения Бытия. Вообще проблема оценки творчества и его последствий –
совершенно отдельная тема, я откладываю ее в сторону.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ