5. Технология, организация и экономика как формы производства :: vuzlib.su

5. Технология, организация и экономика как формы производства :: vuzlib.su

129
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
5. Технология, организация и экономика как формы производства

.

5. Технология, организация и
экономика как формы производства

И последнее разграничение в этой
особо сложной части лекции. Напомню, я ввел представление о формах
деятельности, о разнообразных соотношениях между ними, о трех частных типах, на
которые делится все множество социальных форм деятельности. Дальше нам
понадобится разделить все многообразие первого из этих типов — форм производства
— еще на три части, которые я назову “технологией”, “организацией” и
“экономикой”. В нашей книге “После коммунизма”
наряду с ними вводятся сопутствующие им понятия “энергия”, “информация” и
“стоимость”. Но их строгие определения вряд ли на данном этапе облегчат вам
жизнь. Попробую создать у вас некоторое представление о содержании этих
понятий, пользуясь языком образов.

5. Технология, организация и экономика как формы производства :: vuzlib.su

Скажем, я — неандерталец. Я смотрю на
природу и вижу в ней разные силы: силу огня, силу воды, силу ветра. Мне нужно
добыть еду. Хорошо бы поймать мамонта. Собственных силенок для этого маловато.
Тогда я беру силы из природы и использую их в качестве своих. В процессе
использования сил природы я устанавливаю между ними разные отношения.

Когда из разных сил природы, как из
элементов конструктора, собирается новая, искусственная, “сила”, подчиненная
нуждам человека, тогда на свет и появляется технология. “Технология” — хитрая
машинка, которую люди строят из разных сил природы, соединяя их между собой
наподобие радиодеталей и получая стенобитную машину, самогонный аппарат, лошадь
в чигире или видеоплеер. Например, технология изготовления копья включает в
себя биохимический процесс дубления шкур, из которых затем режутся ремни,
процесс обкалывания камней, рубку и шлифовку дерева… Потом нужно взять древко
и обжечь на костре, заточить наконечник и проделать в нем отверстие, через
которое потом продеть ремень и закрепить наконечник на древке. Это очень
сложный набор разных сил природы, которые нужно соединить в строго определенном
соотношении.

Здесь-то, кстати, и появляется такое
понятие, как “энергия”. В физике энергию определяют, например, как механический
эквивалент тепла, т.е. отношение между природными силами, которые человек
соединил в технологическом процессе: между силой трения и силой огня. Никакой
“энергии” самой по себе в природе нет. Не верьте, когда вам говорят: “Вот
энергия. Она там была, туда перетекла, отсюда проистекла”. Энергия — это
антропоморфное понятие, т.е. оно уместно только там, где есть человек, который
работает с разными силами природы одновременно. Когда у человека, с одной
стороны, есть механическое движение, а с другой — тепло и он хочет соотнести
механическую силу, затраченную им на разжигание огня, и количество тепла, которое
при этом выделяется, он вводит понятие “энергия”. Энергия требует разных
природных сил и сознательно установленного отношения между ними.

Итак, “технология” — вещь
одновременно и тривиальная, и очень сложная. “Технология” и связанная с ней
“энергия” — первый шаг, первый искусственный посредник, который отделяет
сукновалов от природы.

Аналогично на множестве различных
технологий определяется организация. “Организация” — производственная форма
деятельности, в которой соединяется множество технологий. В ней реализуется
великая идея о разделении труда, специализации и кооперировании. Единый
технологический процесс по изготовлению гаек и болтов мы с помощью Тэйлора
расслаиваем на ряд операций. Мы устраиваем мануфактуру, где имеется набор
станков, на каждом из которых осуществляется одна и только одна операция (к
примеру, нарезка резьбы), и где на каждом из станков работает один человек,
виртуозно и необыкновенно быстро выполняющий именно данную операцию.

Но чтобы люди работали синхронно,
чтобы не оказалось, что мы сделали 100 болтов и всего 94 гайки, необходим
управленческий аппарат, который обеспечивает стыковку производства, следит за
тем, чтобы люди пришли на мануфактуру одновременно, чтобы станки не
простаивали. Поэтому управленческий аппарат в рамках этой организации (конторы)
вынужден обмениваться информацией о том, завезли ли для гаек сырье, запустили
ли паровую машину, которая приводит в движение все остальные станки, все ли
пришли на работу, какого размера точить головки для болтов, для всех ли болтов
есть гайки…

Таким образом, соединение множества
технологий в управляемую целостность, называемую организацией, требует такого
феномена, как информация. По аналогии с тем, как вводится понятие “энергии”,
для определения понятия “информации”, о которое в свое время разбились сотни
лбов наших уважаемых кибернетиков, нужно иметь множество разных типов энергии и
определенные отношения на этом множестве.

Итак, вторым посредником, который
отодвигает сукновалов все дальше от природы, является “организация” и циркулирующая
в ней “информация”.

Наконец, когда у нас возникла сеть
организаций-мануфактур и они замечательно производят валенки (но иногда без
галош) или гайки (но некоторые без болтов), возникает следующая проблема: как
бы мы ни совершенствовали наше плановое хозяйство, как бы хорошо ни работали с
информацией, какие бы балансовые “простыни” ни составляли, все равно в
результате организационных сбоев возникает некий избыток гаек по отношению к
болтам или наоборот.

В рамках организации лучшее, что мы
можем сделать, — это выкинуть лишние гайки, устроив гаечное “Бостонское
чаепитие”; или ходить по лужам в валенках без
галош, что чревато. Однако существует испытанный способ снабдить наши валенки
недостающими галошами и использовать гайки по назначению, если для них не
нашлось болтов. Любой студент ВШЭ скажет, что для этого нужно закрыть Госплан,
учинить рыночную экономику и предложить всем производителям избыточных
болтов-холостяков поискать торговцев заморскими незамужними гайками на рынке.

Как только следующая после технологии
форма производства — организация начнет пасовать перед величием задачи “куда
девать лишнее или где достать недостающее” (ибо балансирование в сложной
системе, где производятся сотни тысяч, если не миллионы типов продукции, с
помощью госплановских методов становится невозможно), на помощь пора призывать
третью форму производства — экономику. Когда мы превращаем то, что производим,
в некий товар, который, как говорят, имеет стоимость (не знаю — не проверял),
тогда и возникает некая принципиально новая форма производства — “экономика”, в
рамках которой это таинство осуществляется.

Понятие “стоимость” опять-таки можно
строго определить как некоторое специальное отношение на множестве различных
форм информации. Не пытайтесь сейчас напрягаться по поводу того, что я сказал,
— к пониманию этого мы придем позже.

Я не буду залезать в профессиональную
сферу, контролируемую экономическими кафедрами, чтобы не провоцировать
“разборку”, — просто констатирую, что имеется некоторая иерархия различных форм
производства. Я назвал исторически первую, простейшую, форму производства
“технологией”; следующую, более позднюю исторически и более сложную, —
“организацией”; и наконец новейшую и еще более сложную — “экономикой”.

Мы прошли очень трудный кусок, хотя,
надеюсь, позже он покажется тривиальным. Напомню, что было введено понятие
“форма деятельности” и указаны три ее частных типа:

— формы производства;

— формы общения;

— формы сознания.

Я также разделил формы производства
на три вида:

— формы технологии;

— формы организации;

— формы экономики.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ