ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
30.2. Пенсионный фонд РФ
.
30.2. Пенсионный фонд РФ
На долю Пенсионного фонда приходится почти 3/4 средств
государственных социальных фондов. В бюджете ПФ РФ на 1999 г. доходы предусмотрены в объеме 244,5 млрд. руб., что составило 51,6% доходов федерального
бюджета на тот же год.
Пенсионная система функционирует на основе непрерывной
финансовой солидарности поколений работающих граждан с нетрудоспособной частью
населения. Такая система пенсионного обеспечения называется распределительной.
Она характеризуется тесной зависимостью от демографической и общей экономической
ситуации в стране. Например, в настоящее время под воздействием
демографического фактора (постарение населения) нагрузка на работающих
возрастает. В 1992 г. на 1000 занятых в экономике приходилось 450 пенсионеров,
состоящих на учете в органах социальной защиты (т. е. без военных пенсионеров).
В 1995 г. это соотношение ухудшилось на 13% и составило 554 пенсионера на 1000
работающих. Прогнозные оценки на следующие четыре десятилетия показывают, что
число лиц в возрасте 65 лет и старше увеличится при одновременном существенном
снижении численности людей трудоспособного возраста.
За годы реформ более чем в три раза снизился реальный размер
пенсий. Практически сведена на нет их дифференциация в зависимости от трудового
вклада. В связи с ростом неуплат предприятиями страховых взносов на фоне
невозвращения долгов бюджета Пенсионному фонду стали возникать проблемы с
выплатой пенсий.
Демографическая и общая экономическая ситуация в стране в
переходный период подталкивает пенсионную систему к коренному реформированию.
Накопительная система существенно отличается от распределительной тем, что она
менее чувствительна к проблемам старения населения. Каждый человек формирует
пенсию сам. Его взносы идут не на оплату пенсии другому, а на индивидуальный
счет в специализированной страховой компании. Участие государства сводится
только к контролю за деятельностью этой компании и обеспечению правовых гарантий
для пенсионных накоплений.
Однако ни в том, ни в другом случае не удастся избежать
непосредственного влияния общей экономической ситуации, поскольку главная
задача накопительной системы пенсионного обеспечения заключается не в том,
чтобы много собрать, а в том, чтобы надежно сохранить и по возможности приумножить
средства.
Довод о независимости накопительного способа финансирования
от изменений в экономической и политической ситуации страны можно опровергнуть,
если обратиться к истории развития системы пенсионного страхования. Иными
словами, обе альтернативные модели сами по себе никак не могут свести к
минимуму влияние общеэкономических факторов.
Попытка ввести накопительные элементы в нынешнюю пенсионную
систему наталкивается на невозможность увеличения суммы налоговых социальных
изъятий у работодателей, средства которых требуются на переходный период, когда
еще будет в полной мере существовать солидарная пенсионная система и вводиться
новая — накопительная. Поэтому полный или частичный переход на накопительную
систему будет, очевидно, осуществляться за счет самих работников.
Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную
систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. В настоящее время
система Пенсионного фонда России включает центральный аппарат, 88 региональных
отделений с 2393 пунктами уполномоченных. Первоочередная задача Пенсионного
фонда — обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание
условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их
размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого Фонд организует работу
по сбору страховых взносов; взысканию с работодателей и граждан, виновных в
причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных
пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального
заболевания или по случаю потери кормильца; осуществляет капитализацию своих
средств; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным
поступлением страховых взносов; проводит индивидуальный (персонифицированный)
учет работников, в счет которых осуществляют перечисления работодатели.
Пенсионный фонд России финансирует также выплаты различным
категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных
пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им
возраста 1,5 лет, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет,
пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат.
Средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих
источников:
• страховые взносы;
• средства федерального бюджета, направленные через
Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий;
• средства Фонда социального страхования;
• свободные средства Государственного фонда занятости
населения РФ;
• прочие поступления.
Аккумулируемые средства Пенсионного фонда направляются на
следующие цели:
• выплата трудовых пенсий;
• компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам,
осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;
• выплата пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место
жительства за границу;
• расходы на повышение пенсий участникам Великой Отечественной
войны;
• выплата ритуальных пособий;
• расходы на выплату государственных пенсий, пособий и
оплату других расходов, финансируемых ПФ на условиях возврата этих средств из
бюджета.
Структура доходов и расходов бюджета ПФ РФ складывалась за
последние годы таким образом, что соотношение основных доходных источников
(страховые платежи и средства федерального бюджета) зависели от финансового
состояния как федерального бюджета, так и Пенсионного фонда. Периоды изъятий в
пользу федерального бюджета сменялись периодами относительно регулярных
поступлений в Пенсионный фонд из бюджета.
Система пенсионного обеспечения представляет собой технологическую
цепочку, состоящую из целого ряда звеньев — от назначения до выплаты пенсий.
Это региональное отделение Пенсионного фонда — банк — управление социальной
защиты населения субъекта РФ — районный (городской) орган соцзащиты — почта
(Сбербанк) — пенсионер. Назначением пенсий занимаются органы социальной защиты
населения, а финансирование выплат пенсий возложено на органы ПФ РФ. Сегодня
распределение функций в пенсионной системе таково, что более 90% всего бюджета
ПФ РФ перечисляется в учреждения социальной зашиты населения для выплаты
пенсий.
В организации управления пенсионным обеспечением наблюдаются
противоречия. Например, Положением о Пенсионном фонде России предусмотрено,
что управление Фондом и его средствами включает весь комплекс функций как по
образованию пенсионных фондов, так и по их расходованию. На самом же деле
аккумулированные средства ПФ РФ используются исполнительными органами
субъектов РФ, которые не заинтересованы в их экономии. В связи с этим
механизмы эффективного контроля за их использованием сейчас отсутствуют. Именно
разобщенность и многозвенность в управлении пенсионным страхованием приводят
к серьезным потерям финансовых ресурсов, нарушениям в части правильности
начисления пенсий, изъятию средств из Пенсионного фонда на мероприятия, которые
должны финансироваться из других источников.
В связи с этим целесообразно соединение функций по сбору,
аккумуляции пенсионных средств и их расходованию у одного органа управления,
что признается всеми, так как высокая себестоимость пенсионных услуг давно
вызывает нарекания у специалистов.
ПФ РФ и его региональные отделения на местах наделены очень
широкими полномочиями в осуществлении контрольных функций. Процедура контроля
за правильным расходованием средств включает проверку правильности назначения
(перерасчета), начисления пенсий, их выплату и доставку, проверку банковских
операций по расходованию пенсионных средств, проверку состояния учетно-отчетной
документации по пенсионным платежам.
.