ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
19.2. Основы планирования бюджетных расходов
.
19.2. Основы планирования бюджетных расходов
Финансируемые за счет бюджетных средств учреждения называются
бюджетными. Выделению средств этим учреждениям предшествует бюджетное
планирование.
Основные методы планирования бюджетных расходов:
• программно-целевой,
• нормативный.
Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается
в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с
утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления
экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов
способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному
распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и
их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает
уровень эффективности освоения средств.
В последнее десятилетие в нашей стране этот метод бюджетного
планирования и финансирования неуклонно расширяется. Этому способствуют
разработка и осуществление многих федеральных и региональных экономических,
социальных, экологических и других программ. Следует полагать, что в
перспективе этот метод будет находить все более широкое распространение.
Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и
проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и
финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные
показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т.
д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании
мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются
численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.
Нормативный метод планирования расходов и выплат
используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных
мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются
законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:
• денежное выражение натуральных показателей удовлетворения
социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в
бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);
• нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной
платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);
• нормы, в основе которых лежат средние статистические
величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности
общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных
расходов и т. д.).
Нормы могут быть обязательными (устанавливаются правительством
или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются
ведомствами).
Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов
расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в
целом).
На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых
лиц, площадь помещения и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы
расходов, которые могут быть следующими:
• индивидуальными — составляются для отдельного учреждения
или отдельного мероприятия;
• общими — составляются для группы однотипных учреждений
или мероприятий;
• на централизованные мероприятия — разрабатываются
ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном
порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т. д.);
• сводными — объединяют и индивидуальные сметы, и сметы на
централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству.
В смете бюджетного учреждения отражаются:
1) реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из которого
производится финансирование, подпись лица, утвердившего смету, печать
учреждения и т. д.);
2) свод расходов (фонд зарплаты, материальные затраты, фонд
производственного и социального развития, фонд материального поощрения, другие
фонды);
3) свод доходов (финансирование из бюджета, дополнительные
платные услуги населению, оказание услуг по договорам с организациями, прочие
поступления);
4) производственные показатели учреждения;
5) расчеты и обоснования расходов и доходов.
Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их
финансовыми планами на определенный период времени.
Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие
задачи:
• обеспечение бюджетных учреждений государственным
финансированием;
• анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об
использовании средств;
• контроль за эффективным и экономным расходованием средств.
В соответствии с бюджетными правами, предоставленными
исполнительным органам власти, они вправе при составлении смет расходов
подведомственных бюджетных учреждений увеличивать в пределах имеющихся
бюджетных средств нормы расходов на содержание этих учреждений.
Совершенствованию бюджетного планирования и финансового
обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию
региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных
социальных стандартов, социальных и финансовых норм.
Такой порядок формирования бюджетов территорий обусловлен
Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию
внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной
власти республик в составе Российской Федерации, автономной области,
автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов
местного самоуправления» 1993 г. (ст. 7) и Законом РФ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. (ст. 37), Бюджетным кодексом 1998 г. (ст. 65).
Согласно этим актам Правительством России должны быть разработаны
и утверждены Советом Федерации и Государственной Думой минимальные
государственные социальные и финансовые нормы в целом по Российской Федерации.
На основе этих норм субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают
территориальные нормы с учетом особенностей развития отдельных территорий.
Доведенные до местных органов власти нормы являются основой для составления
смет бюджетных учреждений и составления на их основе минимального бюджета
территории. Тем самым бюджеты территорий будут обеспечиваться минимальным
объемом финансовых ресурсов, а составление бюджетов будет основано на
объективной нормативной основе.
* * *
Являясь важной частью бюджетного процесса, вопросы
бюджетного планирования постоянно находятся в центре внимания финансистов —
ученых и пракпдсов. Министерство финансов РФ ведет работу по совершенствованию
бюджетного планирования. Работниками финансовых органов и учеными периодически
издавались монографии, пособия по этой проблематике. В их числе следует
отметить следующие работы:
• Л. Потехин, И. Розенфельд, Н. Итин, Н. Сокольский.
Планирование расходов на содержание учреждений просвещения и здравоохранение
(1955);
• Л.Я. Гервиц, Н.А. Масталыгина. Финансовое планирование и
анализ бюджетных учреждений (1974);
• Б.И. Филимонов. Совершенствование составления местных
бюджетов (1976);
• Л.С. Величко, А.Д. Александрова. Составление бюджета
района (1978);
• С.А. Вишняков Составление и исполнение сельских и поселковых
бюджетов (1978);
• Б.И. Филимонов, А.П. Колесник, Г.Г. Лалаев. Составление и
исполнение местных бюджетов в условиях АСФР(1982).
.