Опусти перпендикуляр :: vuzlib.su

Опусти перпендикуляр :: vuzlib.su

67
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Опусти перпендикуляр

.

Опусти
перпендикуляр

Если бы Гарвард
не уделял такого внимания созданию ученого-спортсмена, я, наверное, по сей день
воспринимал бы его просто как баскетбольную команду, на которую нельзя
поставить ни цента. Впервые я столкнулся с тем, как важно хорошо учиться, в
старших классах на тренировке по теннису, когда один из ребят не удержал в руке
тяжелую ракетку и та угодила моей матери в живот. Вокруг нее тут же сгрудилась
толпа неуклюжих подростков в защитных очках со стеклами толщиной с черепаший
панцирь. Двое из них споткнулись друг о друга, упали и увлекли за собой других.
Каждому из нас тогда хотелось попасть в команду. Но этот эпизод с ракеткой был
весьма показателен и красноречиво говорил о мастерстве и координации чуть ли не
всех кандидатов на место в команде. Мячи умел отбивать только я.

К счастью, среди
нас оказалось целых пять математических гениев — все из выпускного класса. Они
рассчитали, что если пройдут отбор в Гарвардский колледж, то получат тем самым
пропуск в профессиональный теннис. А Гарвард как раз набирал кандидатов из
Бруклина. На успех могли рассчитывать в первую очередь круглые отличники.

В математике я
был не сильнее, чем эти ребята — в теннисе. Поэтому меня охватили серьезные
сомнения, когда они посоветовали мне войти в команду математиков. «Не волнуйся,
— сказали они. — Если ты сомневаешься, выбери один из трех ответов: 1, пи или
е. Постарайся догадаться, какой из них более подходящий, и назови его». Когда я
рассказал об этом своему отцу, который в школе отличался математическим
талантом, он добавил: «А если это не сработает, попробуй опустить перпендикуляр
к основанию».

Получился
превосходный симбиоз: я подтягивал ребят по теннису, а они меня — по
математике. В конце концов они закончили школу и поступили в Гарвард. И вот
теперь мне пришлось выкручиваться самостоятельно.

Я явился на
экзамен по математике. Первое задание было такое: «Найти сумму ((2 + V5)^1/3) +
((2 — V5)^1/3)».

За три минуты,
отведенные на эту задачку, успеть упростить пример мне было не под силу. Но я
помнил золотое правило, которое мне оставили в наследство выпускники. Едва ли
ответом здесь могли быть pi или е. Выбор сужался. Поскольку сумма в левых
скобках была явно больше, чем в правых, ноль получиться не мог. Я рискнул
поставить единицу — и угадал!

Во второй задаче
требовалось выразить третью часть угла при вершине равнобедренного треугольника
через величины его сторон. Поначалу я опять зашел в тупик, но, к счастью,
вспомнил, как мой отец советовал опустить перпендикуляр к основанию. И проблема
упростилась до смешного. Осталось только применить теорему Пифагора и формулу
для нахождения площади треугольника. Более подробно я не помню. Сами понимаете,
чем старше становишься… Если читателей заинтересует эта задачка,
единственное, что могу им посоветовать, — применить тот же метод, что и я. Под
предлогом, что хочу освежить воспоминания юности, я подсунул все ту же задачку
первому математику Гарварда Стиву Уиздому. В результате три доктора философии
просидели над ней целую ночь. Мораль: в логике и геометрии дети иногда бывают
не хуже взрослых.

Разумеется, математическим гением я не стал, но вынес из этих приключений
драгоценный опыт. Я всегда помнил о простейшем и незаменимом правиле: «1, пи
или е».

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ