Статья 503. Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества :: vuzlib.su

Статья 503. Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества :: vuzlib.su

96
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 503. Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего
качества

.

Статья 503. Права
покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества

1. Покупатель,
которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были
оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

замены
недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

соразмерного
уменьшения покупной цены;

незамедлительного
безвозмездного устранения недостатков товара;

возмещения
расходов на устранение недостатков товара.

Покупатель вправе
требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае
существенного нарушения требований к его качеству (пункт 2 статьи 475).

2. В случае
обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их
(продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), покупатель вправе по
своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества
либо соразмерного уменьшения покупной цены.

3. Вместо
предъявления указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований покупатель
вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать
возврата уплаченной за товар денежной суммы.

При этом
покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный
товар ненадлежащего качества.

При возврате
покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из
нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного
использования товара, потери им товарного вида или других подобных
обстоятельств.

Комментарий к
статье 503

1. По общему
правилу качественным признается товар, пригодный для любых целей, для которых
товар такого рода обычно используется. Товар также должен соответствовать всем
имеющимся обязательным требованиям к его качеству. Договором розничной
купли-продажи могут быть установлены повышенные требования к качеству товара, либо
товар может быть более низкого качества (ст. 469 ГК). В последнем случае
продавец обязан предупредить покупателя об имеющихся недостатках товара.

Товаром
ненадлежащего качества является товар, имеющий недостатки, т.е. не
соответствующий требованиям к его качеству. Недостатки товара могут быть
выявлены как при осмотре товара или его подключении и т.п. (явные недостатки),
так и в процессе использования или хранения товара (скрытые недостатки).

2. В случае
продажи товара ненадлежащего качества у покупателя возникает ряд возможностей,
указанных в п. 1 данной статьи.

Все указанные
требования покупателя подлежат удовлетворению только в случае, если продавец
при заключении договора не оговорил, что реализует товар с недостатками, если
они ему известны. В некоторых случаях такая оговорка может явствовать из самого
характера продажи (продажа в специальных магазинах или отделах уцененных или
бывших в употреблении товаров).

3. Покупатель
вправе потребовать от продавца замены недоброкачественного товара товаром
надлежащего качества, либо соразмерного уменьшения покупной цены, либо
устранения недостатков товара, либо возмещения расходов на устранение
недостатков товара, либо расторжения договора и возврата уплаченной за товар
денежной суммы.

По общему правилу
ст. 475 ГК замена недоброкачественного товара допускается только в случае
обнаружения в нем существенных недостатков.

Для договоров
розничной купли-продажи замена товара, а также расторжение договора
производится независимо от характера обнаружившихся в товаре недостатков, за
исключением дорогостоящих и технически сложных товаров (Постановление
Правительства РФ от 13 мая 1997
г. N 575 «Об утверждении Перечня технически сложных
товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат
удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков»
(СЗ РФ. 1997. N 20. Ст. 2303). Вопрос о том, является ли товар дорогостоящим, в
случае спора решается судом с учетом обстоятельств конкретного дела
(Постановление Пленума ВС РФ N 7).

Исключение
составляют также случаи реализации товара ненадлежащего качества через
розничные комиссионные торговые предприятия. Согласно п. 1 ст. 18 Закона о
защите прав потребителей в отношении товаров, закупленных продавцом по договору
комиссии для последующей реализации потребителям, требования потребителя о
безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их
исправление потребителем либо третьим лицом и замене на товар аналогичной марки
(модели, артикула) подлежат удовлетворению с согласия продавца. Указанные
ограничения устанавливаются только в отношении тех продавцов, которые приобрели
товар для последующей реализации потребителям по договору комиссии (ст. ст. 990
— 1004 ГК). Действие этой нормы распространяется на товары, проданные
потребителям розничными комиссионными торговыми предприятиями независимо от их
организационно-правовой формы, а также иными продавцами, когда эти товары были
приняты ими от граждан по договору комиссии (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ
N 7).

Пунктом 1 ст. 18
Закона о защите прав потребителей потребителю предоставлено право требовать
замены товара ненадлежащего качества не только на такой же товар, но и на
аналогичный товар, но другой марки, модели, артикула.

ГК не определяет
сроков замены товара продавцом. Для случаев розничной торговли с участием
потребителей Законом о защите прав потребителей установлены специальные сроки
(ст. 21 Закона). Так, замена товара производится в семидневный срок с момента
предъявления требования. Из этого общего правила предусмотрено несколько исключений.

Если для
установки выхода товара из строя требуется дополнительная проверка, он должен
быть заменен в течение 20 дней с момента предъявления требования.

Если у продавца
отсутствует необходимый товар, замена товара ненадлежащего качества должна быть
осуществлена в течение месяца со дня предъявления требования. При этом если
обмену подлежит товар длительного пользования, продавец обязан безвозмездно
предоставить потребителю во временное пользование на период замены аналогичный
товар, обеспечив его доставку за свой счет. Исключения из этого правила
предусмотрены Перечнем товаров длительного пользования, которые не
предоставляются покупателю на время замены, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 19 января 1998
г. N 55. Этот перечень является исчерпывающим,
расширению по усмотрению одной из сторон договора не подлежит.

Если покупатель и
продавец находятся в районах Крайнего Севера и других районах досрочного завоза
товаров и у продавца отсутствует товар, необходимый для замены, она осуществляется
в срок очередной доставки соответствующего товара в эти районы.

Сроки замены
недоброкачественного товара для договоров розничной купли-продажи без участия
потребителя определяются по общим правилам ст. 314 ГК.

При разнице в
ценах на заменяемый товар и передаваемый взамен товар ненадлежащего качества
производится перерасчет в соответствии со ст. 504 ГК (см. комментарий к ней).

4. Покупатель
вправе требовать соразмерного уменьшения цены, если товар, несмотря на
недостатки, пригоден к использованию, но в цене, объявленной продавцом при
заключении договора не было учтено снижение качества товара. При разнице в
ценах на дату покупки и дату уценки товара ненадлежащего качества производится
перерасчет в соответствии со ст. 504 ГК (см. комментарий к ней).

5. Покупатель
вправе требовать незамедлительного (а не в разумный срок как это установлено п.
1 ст. 475 ГК) безвозмездного устранения недостатков товара. Устранение
недостатков товара осуществляется путем ремонта, замены вышедших из строя
частей, деталей, агрегатов. Под безвозмездным устранением недостатков товара
понимается не только то, что покупатель не обязан оплачивать работы по ремонту,
замене деталей, но и стоимость этих частей, деталей, агрегатов и т.д. Указанные
расходы по ремонту не подлежат возмещению и в случае превышения цены товара.

Для случаев
ремонта товара длительного пользования Законом о защите прав потребителей
установлена дополнительная обязанность продавца (изготовителя) за свой счет безвозмездно
предоставить потребителю на все время ремонта аналогичный товар. Исключения из
этого правила предусмотрены Перечнем товаров длительного пользования, на
которые не распространяется требование потребителя о немедленном безвозмездном
предоставлении ему на время ремонта аналогичного товара, утвержденном
Постановлением Правительства РФ от 8 октября 1993 г. N 995.

——————————————————————

КонсультантПлюс:
примечание.

Постановление
Правительства РФ от 08.10.1993 N 995 «О Правилах продажи отдельных видов
продовольственных и непродовольственных товаров» утратило силу в связи с
изданием Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении
Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного
пользования, на которые не распространяется требование покупателя о
безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного
товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не
подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы,
габарита, фасона, расцветки или комплектации».

——————————————————————

6. Покупатель
вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за
товар денежной суммы.

При возврате
покупателю денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на
которую понизилась цена товара из-за его полного или частичного использования,
потери им товарного вида и других подобных обстоятельств, т.е. покупателю
должна быть возвращена денежная сумма, равная цене на такой же новый товар.

Недоброкачественный
товар по требованию продавца возвращается покупателем продавцу. Доставка товара
производится за счет продавца.

7. Покупатель
может предъявить только одно из требований, предусмотренных п. п. 1, 3
комментируемой статьи. Право выбора вида требований, которые в соответствии со
ст. 503 ГК могут быть предъявлены продавцу при продаже товара ненадлежащего
качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежат покупателю.

Неудовлетворение
продавцом требований покупателя в установленные ГК и Законом о защите прав
потребителей сроки дает последнему право предъявить и другие требования из
предусмотренных ст. 503 ГК.

8. В случае
обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их
(продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), круг прав покупателя
ограничен требованиями замены товара ненадлежащего качества либо соразмерного
уменьшения покупной цены. Покупатель также вправе отказаться от исполнения
договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

9. ГК специально
не устанавливает сроки обнаружения недостатков проданного товара, применяется
общее правило ст. 477 ГК.

Для случаев
розничной купли-продажи Законом о защите прав потребителей в дополнение к
общему положению установлено, что разумный срок, в течение которого потребитель
вправе предъявить требования, связанные с недостатками проданного ему товара
(на который не установлен гарантийный срок или срок годности), во всяком случае
не может быть для движимых вещей менее 6 месяцев.

10. Покупатель
вправе требовать от продавца возмещения убытков, если в результате
удовлетворения требований покупателя покрыты не все его убытки (ст. 393 ГК).

В соответствии со
ст. 18 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе при расторжении
договора требовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие
продажи товара ненадлежащего качества, если применение потребителем одного из
последствий продажи товара ненадлежащего качества не покрывает причиненных ему
убытков.

Убытки,
причиненные потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества,
взыскиваются в полной сумме сверх неустойки (ст. 13 Закона).

11. Законом о
защите прав потребителей установлены дополнительные гарантии защиты прав
потребителя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества.

Потребитель
вправе предъявить предусмотренные ст. 503 и ст. 18 Закона требования продавцу
либо организации, выполняющей на основании договора с ним функции продавца.
Требования о безвозмездном устранении недостатков либо замене товара можно
обратить непосредственно к изготовителю (или организации, выполняющей функции
изготовителя на основании договора с ним). Потребителю также предоставлено
право возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать
возврата уплаченной за него суммы.

При продаже
потребителю товара ненадлежащего качества, на который установлен срок годности,
согласно п. 4 ст. 18 Закона он может обратить свои требования только к
продавцу, и только если недостатки были обнаружены в течение срока годности.

В данном случае
продавец обязан либо произвести замену недоброкачественного товара, либо
принять товар и возвратить потребителю уплаченную им денежную сумму.

12. В п. 5 ст. 18
Закона о защите прав потребителей установлена обязанность продавца и
изготовителя принять у покупателя товар ненадлежащего качества. При проведении
продавцом проверки качества для выявления причин возникновения недостатков
потребителю предоставляется право участвовать в проверке качества товара. При
возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец
(изготовитель) обязан произвести экспертизу товара за свой счет. В случае
несогласия потребителя с ее результатами последний праве оспорить заключение
экспертизы в судебном порядке.

13. Требования
потребителя о соразмерном уменьшении цены, о возмещении расходов на устранение
недостатков товара или возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежат
исполнению в течение 10 дней с момента предъявления требования (ст. 22 Закона о
защите прав потребителей).

В случае
нарушения продавцом сроков удовлетворения требований потребителя по поводу
недостатков проданного товара, последний вправе потребовать выплаты неустойки в
размере 1% от цены товара за каждый день просрочки. При этом цена товара
определяется исходя из его цены, существующей в месте выполнения продавцом
требования об уплате неустойки в день его добровольного удовлетворения либо в
день вынесения соответствующего судебного решения, если добровольного удовлетворения
требований потребителя не было.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ