ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Глава 12. Государство и право на территории Латвии и Эстонии (XI — XVIII
вв. — § 1. Возникновение государственности в центральной Прибалтике
.
Глава 12. Государство и право на территории Латвии и Эстонии
(XI — XVIII вв. — § 1. Возникновение государственности в центральной Прибалтике
Процесс возникновения классового общества у ливов, куршей,
земгалов, селов, латгальцев и эстов происходил неравномерно. Фактором,
способствовавшим экономическому и политическому развитию Прибалтики, являлось
общение с русскими княжествами. Некоторые земли были их данниками. Русские
князья не вмешивались во внутренние дела прибалтийских народов, не навязывали
местному населению своего уклада жизни и своей веры. Дань в Прибалтике собиралась
в определенных местах, в так называемых погостах, подобно тому, как это было на
Руси. Уплата дани была признаком вассальных отношений. Однако многие земли не
платили регулярной дани. Русских феодалов и местную знать связывали общие
торговые интересы. Наличие торгового пути по Даугаве (Западной Двине) и из
Новгорода вдоль южной части Финского залива («путь из варяг в греки») положительно
сказывалось на социально-экономическом развитии Прибалтики.
В конце XII — начале XIII в. в восточной части Латвии уже существовали
государственные образования — Ерсика и Кокнесе, которые находились в
вассальной зависимости от Полоцкого княжества. В. Е. Калнынь полагал, что
достаточно развитое раннефеодальное общество сложилось в Латвии еще в XI в.
«Хроника Ливонии», составленная в начале XIII в. священником Генрихом,
повествует о том, что в Прибалтике существовали сеньоры и нобили — знать, выдвинувшаяся
из среды разбогатевших общинников.
В Эстонии в это время сложились племенные союзы во главе со
старейшинами. Важные дела решались на народных собраниях. Однако со временем
вопросы на этих собраниях стали решаться уже не всем свободным населением, а
лишь феодализирующейся родоплеменной знатью, сосредоточившей власть в своих
руках. Некоторые из старейшин стали уже по существу князьками. Племена
объединялись преимущественно для военных целей, экономические связи были еще
слабы. Примитивным было и правовое оформление объединений.
В XIII в. немецкие и датские феодалы, воспользовавшись разобщенностью
местных народов и ослаблением русских княжеств, вторглись в пределы Прибалтики.
Римский папа — покровитель крестоносцев — провозгласил себя сюзереном прибалтийских
земель. Захват этих земель и учреждение церковной десятины сыграли важнейшую
роль в формировании феодальных повинностей. Государственно-правовая
организация создавалась и развивалась как орудие господства немецких феодалов
и римско-католической церкви.
.