ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
§ 1. Общественный строй
.
§ 1. Общественный строй
Период сословно-представительной монархии — период развитого
феодализма — характеризуется сдвигами во внутриклассовых и особенно в
межклассовых отношениях. Наиболее важное событие в этой сфере — полное
закрепощение крестьян.
Вместе с сельским хозяйством развиваются ремесло и торговля.
В XVII в появляются мануфактуры, основанные преимущественно на крепостном
труде, однако применяющие частично и труд наемных рабочих. Тем самым в недрах
феодализма зарождаются первые ростки буржуазных отношений. В том же веке
начинает складываться единый всероссийский рынок.
Феодалы. Наиболее крупным феодалом в стране, как и в предыдущий
период, был монарх. Большую роль в усилении его экономической мощи сыграла
опричнина. Одним из ее результатов явилось то, что царь получил наиболее
удобные земли, которые он использовал в качестве поместного земельного фонда,
что дало ему возможность привлекать на свою сторону дворянство,
заинтересованное в централизации государства и усилении власти царя. В руках
монарха в это время сосредоточились и другие богатства.
Класс феодалов, как и прежде, был неоднороден. К наиболее
крупным феодалам относилась боярско-княжеская аристократия. Она состояла из
двух основных групп. Первую группу составляли бывшие удельные князья,
потерявшие свои прежние политические привилегии, но сохранившие до введения
опричнины прежнее экономическое значение. Позже они слились с основной массой
боярства. Во вторую группу феодальной верхушки входили крупные и средние
бояре. Интересы и позиции этих двух групп феодалов по некоторым вопросам были
различны. Бывшие удельные князья последовательно выступали противниками
централизации, они принимали меры для ослабления царской власти. Опричнина и
направлялась главным образом против этой группы феодальной верхушки. Некоторая
часть боярства на первом этапе правления Ивана IV поддерживала царскую власть и
мероприятия по укреплению централизованного государства. Боярам надоело
подчиняться бывшим удельным князьям. Они предпочитали служить только одному
великому князю, царю, в то же время выступали против ограничения их прав, за
предоставление определенной самостоятельности в решении различных вопросов, в
том числе и крупных государственных. Бояре считали, что главную роль в жизни
страны должна играть Боярская дума, с мнением которой царю следовало считаться.
В дальнейшем, особенно после введения опричного террора, между царем и
боярством возник конфликт.
Нижней, но наиболее многочисленной частью феодалов было дворянство.
Разумеется, общие эксплуататорские интересы объединяли его с боярством. Однако
у дворян были и свои собственные потребности, отличавшиеся от боярских и порой
противоречившие им. Мелкие феодалы жаждали новых земель, стремились к
закрепощению крестьян, а поэтому поддерживали монарха и его активную внешнюю
политику.
В период сословно-представительной монархии в России сохранялся
в силе сложившийся еще ранее порядок замещения государственных должностей в
соответствии с родовитостью, а не личными деловыми качествами (принцип
местничества). Даже Иван IV не посмел посягнуть на этот принцип. Формально его
отмена произошла лишь в 1682 г.
При Иване IV начинает оформляться понятие подданства. Феодалы
потеряли прежнюю привилегию выбирать: служить или не служить великому князю.
Крупным феодалом в этот период была церковь, которая имела
огромные земельные владения, а также многие другие богатства. Большое
количество крепостных крестьян работало на землях, принадлежавших монастырям и
другим церковным организациям. В руках церкви продолжали концентрироваться
огромные земельные владения. Монархи пытались ограничить церковное
землевладение, но все эти попытки оказались неудачными. Церковь продолжала
накапливать богатства. Только в 1581 г. Ивану IV удалось добиться некоторых
ограничений, которые касались дальнейшего роста церковного землевладения.
Феодально-зависимое население. В годы разрухи, вызванной опричниной
и войнами, началось массовое бегство крестьян со своих мест. Раньше крестьяне
были прикреплены к земле своим хозяйством. В связи с этим они редко
использовали предоставляемую законом возможность перехода от одного феодала к
другому в Юрьев день. Теперь же, в условиях разорения, в поисках лучших мест
они начали покидать свои земли Мерой борьбы с миграцией крестьян и явилось их
закрепощение. В 1580 г был издан указ о заповедных летах, отменивший Юрьев
день. На следующий год началась всеобщая перепись крестьян, завершенная в 1592 г. Она создала юридические основания для поисков беглых крестьян. Чтобы облегчить споры между
владельцами по поводу беглых, в 1597 г был издан указ об урочных летах, т.е.
об исковой давности по таким спорам. Первоначально срок давности равнялся пяти
годам, потом он неоднократно менялся, пока Соборное уложение 1649 г не отменило урочные лета, разрешив искать беглых бессрочно.
Холопы еще сохранялись, хотя их стало меньше, чем раньше Их
правовое положение оставалось прежним. К ним примыкала новая категория
зависимого населения — кабальные люди. Они формировались из свободных (главным
образом из потерявших земли) крестьян. Для того чтобы стать кабальным,
требовалось обязательное оформление служилой кабальной грамоты, в которой
закреплялось правовое положение кабального. Для составления кабальной грамоты
необходимы были определенные условия (лицо должно достичь известного возраста,
быть свободным от крепостной зависимости, от государственной службы и др.).
Холопы, посаженные на землю, именовались страдниками. Они
обеспечивали обработку господской земли на основе барщины. Страдники, не
имевшие собственного хозяйства, были мало заинтересованы в своем труде.
Поэтому к барщине все больше начинают привлекать и крестьян. В этот период
окончательно складывается система барщины наряду с прежней оброчной системой.
Посадские люди. Во второй половине XVI и в XVII в. продолжается
рост городов, ремесла, торговли. Значительно увеличивается численность
посадского населения, которое в XVII в. прикрепляется к посаду.
Растет купечество, которое имело привилегии (освобождение от
ряда повинностей). Намечается четкое разделение в городах на купечество и
«черных» людей. К последним относились ремесленники и мелкие торговцы.
Кроме «черных» слобод в посадах существовали «белые» слободы,
дворы, владельцы которых не несли государева тягла, что вызывало протесты со
стороны «черных» людей. Соборное уложение 1649 г. упразднило «белые» слободы.
.